Дворжак А.

ДВÓРЖАК (Dvořák) Антонин (8 IX 1841, Нелагозевес, на Влтаве – 1 V 1904, Прага) – чеш. композитор и дирижёр. Сын мясника, владельца постоялого двора, к-рый был большим любителем музыки. Начал заниматься музыкой самостоятельно, затем играл на скрипке в местном сельском оркестре под рук. кантора Й. Шпица. С детства любил нар. песни и танцы, имевшие громадное значение для формирования его творч. облика. После окончания общеобразоват. школы в Нелагозевесе (1853) знакомится с ремеслом мясника под рук.отца. С 1854 в Злонице изучает игру на скрипке, затем и на органе; под рук. кантора А. Лимана занимается теорией, пением, играет на альте в его капелле. В 1855–56 Д. учился в г. Ческа-Каменице, где продолжал заниматься музыкой под рук. кантора Φ. Ганке. Не имея возможности платить за обучение, Д. возвратился в Злонице, где в ноябре 1856 получил свидетельство об овладении ремеслом мясника. Однако в сентябре 1857 Д., по совету Лимана, уезжает в Прагу и поступает в Органную школу. Его учителя – Й. Фёрстер-старший (орган), Ф. Блажек (гармония и контрапункт), композитор Й. Л. Звонарж (пение). Одновременно Д. в качестве альтиста принимает участие в концертах певч. муз. Об-ва св. Цецилии, при к-ром имелись большой хор и оркестр. Исполняя в оркестре этого об-ва классич. симф. и кантатно-ораториальные произв., Д. особенно полюбил творчество Моцарта (его до конца дней называл "солнцем на небе"), глубоко изучил музыку нем. романтиков, в частности Р. Вагнера. К 1857–59 относится сближение Д. с К. Бендлем и А. Чехом, ставшими впоследствии выдающимися деятелями чеш. муз. культуры. В 1859, по окончании Органной школы, Д. поступил альтистом в конц. эстр. ансамбль дирижёра и органиста К. Комзака, в конце 1862 перешёл в оркестр открывшегося в Праге Временного т-ра и участвовал в премьерах "Бранденбуржцев в Чехии", "Проданной невесты" и "Далибора" Б. Сметаны, а также "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилы", "Гальки" и мн. др. опер, исполнявшихся под управлением Сметаны и др. дирижёров (в т.ч. М. А. Балакирева).

Начало творч. деятельности Д. относится, видимо, ещё к отроческим годам. В 1860-е гг. им создан ряд симф. и камерных сочинений – струн. квинтет, струн. квартет, симфонии – c-moll ("Злоницкие колокола") и B-dur; последней предшествовала работа над большим циклом песен "Кипарисы". В июле 1871 Д. выходит из оркестра Временного т-ра и пытается посв. себя всецело творч. работе. Однако материальная необеспеченность заставляет Д. давать уроки музыки (с 1873) детям промышленника и мецената Я. Неффа, в доме к-рого Д. познакомился с Л. Яначеком и др. деятелями направления "Молодых мораван". В 1873–77 Д. – органист в храме св. Войтеха.

Творч. поиски Д. во всех ранних произв., в т.ч. в опере "Альфред", по сюжетным мотивам близкой к "Бранденбуржцам...", свидетельствуют о близости Д. к венским классикам, а также к неоромантич. школе. Уже в опере "Король и угольщик" (1871), особенно в поздних её ред. (в частности, во 2-й), намечаются отход от влияния Р. Вагнера, столь явственного в "Альфреде", и стремление к утверждению нац. самобытности. Она ярко проявилась в "Гимне" для хора и оркестра, написанном в 1872 на сл. В. Галека "Наследники Белой Горы". С конца 1871 произв. Д. исполнялись в открытых концертах (так, в апреле 1872 Сметана дирижировал увертюрой к "Королю и угольщику"), но широкую известность как композитор Д. приобрёл после первого исп. "Гимна" (9 III 1873 под управлением К. Бендля). Успеху "Гимна" способствовали его высокие худож. достоинства, ярко выраженные нац.-освободит. призывы и тонко переданная в музыке атмосфера патриотич. движения тех лет.

В 1-й пол. 70-х гг. Д. создаёт симфонии Es-dur, d-moll и F-dur и ряд камерных сочинений – фп. квинтет, 3 ноктюрна для оркестра, струн. квинтет a-moll, фп. квартет, 3 струн. квартета, скрипич. сонату и др. инстр., а также вок. сочинения. Все эти произв., привлекающие молодой страстностью, силой вдохновения, убеждающим пафосом и радостным волнением, свидетельствуют о стремительности развития творч. дарования Д., росте его мастерства и укреплении творч. самобытности, чему способствовало его общение с кружком Неффа, в т.ч. с Яначеком, вместе с к-рым позднее Д. путешествовал по Чехии и Моравии.

Получение Д. стипендии венского мин-ва культуры и образования (для "молодых бедных и талантливых артистов"), назначению к-рой способствовали И. Брамс (находился в составе комиссии) и Э. Ганслик, избавило Д. на 5 лет от материальных затруднений, значительно улучшило его моральное состояние и дало возможность сосредоточиться на творческой деятельности. Исполняются его симфония Es-dur и скерцо из симфонии d-moll (под управлением Сметаны). В 1874 Временный т-р пост. комическую оперу "Король и угольщик" (2-я ред., на либр. по нар. сказке о короле, заблудившемся на охоте в лесу и спасённом добродушными угольщиками), трагич. оперу "Ванда" (1876, на сюжет польской легенды). В 1876 Д. создает концерт для фп. с оркестром, "Моравские дуэты" на нар. слова (из сб. Ф. Сушила) для сопрано и тенора в сопровождении фп., 2 цикла для 2 женских голосов с фп. (наиболее известны ор. 29 и 32) и цикл на текст "Вечерних песен" В. Галека. Впоследствии Д. и его ученики (в т.ч. В. Новак) руководствовались принципом раскрытия образов текстов нар. песен в оригинальных, но близких к народным мелодиях, а также в инстр. сопровождении вок. произв. На "Моравские дуэты" обратил внимание Брамс, к-рый начиная с 1877 своим авторитетом поддерживал Д., помогал ему ценными советами и указаниями, способствовавшими совершенствованию композит. мастерства Д. (в знак признательности Д. посвятил Брамсу струн. квартет d-moll), рекомендовал его произв. известному муз. издателю Ф. Зимроку.

В декабре 1874 Д. закончил одноактную комич. оперу "Упрямцы". В 1876–77 создал комич. оперу "Хитрый крестьянин" и партитуру Stabat Mater. Это произв., оживившее традиции чеш. барокко, связано с личным горем – в это время Д. потерял дочь и сына. По-генделевски величественная музыка Stabat Mater принесла Д. первый значительный успех в Англии и других странах. В 1878 Д. начал работать над всемирно известными "Славянскими танцами". 1-й вариант написан для фп. в 4 руки (затем Д. оркестровал их, так же, как и 2-й цикл). В этих пьесах, появившихся вскоре в разл. переложениях, Д. сочетал танц. жанры разл. слав, народов – чеш. и словацкие, а также польские, восточнослав. (хороводного типа), южнослав. и др. В дальнейшем такого рода сочетание не раз появлялось в творчестве Д., включая и 2-й цикл "Славянских танцев" (1886–87) и 3 "Славянские рапсодии" (1878) для симф. оркестра, из к-рых наиболее известна 3-я (As-dur), с богатырски-романтич. образами.

В сонатно-симф. циклах Д. (так же, как в "Чешских танцах" Сметаны) последовательно развиваются нац.-своеобразные танц. чеш. и словацкие жанры: полька, фуриант, скочна, соуседска, дупак, одземек и др. В этих произв. особенно ярко проявилась тесная связь с мелосом и ритмом чеш. нар. песни в крест. устной традиции. В них Д. отразил ритмич. своеобразие нар. пляса каждой национальности, сочетая характерную нар. напевность с симф. разработкой, с богатством орк. письма (особенно в "Славянских танцах" и "Славянских рапсодиях"). Д. обращался к интонациям и мелодиям разных слав. народов и в др. произв., свидетельствующих о глубоком знании рус. (опера "Димитрий" и обработки рус. нар. песен), польского (опера "Ванда") и укр. (фп. трио "Думки") мелоса.

Подобно Сметане, Д. создаёт образы, типичные в целом для чеш. художеств. культуры, выражавшей нац.-освободит. устремления народа. Такие образы, помимо образов "Гимна", характерны для мн. его ироизв. – музыки к пьесам Ф. Шамберка "Йозеф Каетан Тыл", в к-рой звучат цитаты из песен "Где родина моя" Ф. Шкроупа (позднее – часть нац. гимна Чехословакии – апофеоз гимнич. коды) и "На том нашем дворе" (реминисценция из пьесы Тыла "Волынщик из Стракониц", где она служила символом возвращения на родину), "Гуситской увертюры", симф. поэмы "Богатырская песнь", патриотич. оратории "Святая Людмила". В 1884–96 Д. приезжал в Англию с авторскими концертами, в 1888 он встретился в Праге с П. И. Чайковским (с ним Д. состоял в переписке до самой его смерти), к-рый пригласил его на гастроли в Россию. Авторские концерты в Москве и Петербурге (1890), где Д. встречался со мн. выдающимися деятелями рус. культуры, имели для него важное значение. В 1880-е гг. имя Д. стало всемирно известным. Он занял ряд высоких постов как муз.-обществ. деятель и был удостоен мн. почётных званий. В 1891 Д. начинает педагогич. деятельность в Пражской консерватории. Среди его учеников – Й. Сук, О. Недбал, В. Новак. По инициативе Д. и его друга виолончелиста Г. Вигана был организован знаменитый "Чешский квартет" (в его репертуар в 1891–1933 вошли все квартеты чеш. и рус. композиторов). В 1892 Д. едет в США и по предложению амер. меценатки Ж. Тёрбер занимает пост директора и профессора консерватории в Нью-Йорке. Д. полностью перестроил её уч. работу. Знакомство с амер. жизнью и природой, путешествие по стране (1893) обогатили Д. свежими впечатлениями, к-рые он отразил в своей последней, наиболее зрелой и глубокой 9-й симфонии "Из Нового Света" (1-е исп. – Нью-Йорк, 1893). Сохранив нац. своеобразие музыки, Д. использовал в ней негр. и индейские мелодич. и ритмич. обороты. Будучи отчасти связана с "Песнью о Гайавате" (программной основой медленной части является сцена похорон Миннегаги, подруги Гайаваты), симфония Д., как он сам подчеркнул, "остаётся настоящей чешской музыкой". В этой насыщенной драматизмом симфонии сильнее, чем в др. сочинениях, проявились столь характерные для творчества Д. в целом идея нац.-освободит, движения, темы борьбы чеш. народа, воспевание героев, павших за освобождение Чехии. В США Д. написал также неск. камерно-инстр. ансамблей (струн. квартет, квинтет), насыщенных элементами негр. и индейской нар. музыки, закончил кантату "Американский флаг" (исп. 1895), сонатину (для скрипки и фп.) для своих детей, а также концерт для виолончели с оркестром. Это произв., с его романтически распевной и патетически приподнятой 1-й частью, полной чувства грусти и любви медленной частью и энергичным финалом, наряду с 9-й симфонией относится к числу высших достижений Д. в области симфонизма. В 1895 Д. вернулся на родину. В 1901 он был назначен директором Пражской консерватории (объединившейся с Органной школой) и введён в верхнюю палату австр. парламента (Д. появился в нём лишь один раз).

В последнее десятилетие жизни Д. по-прежнему занят интенсивной композиторской, дирижёрской и педагогич. деятельностью. Обращаясь к традициям чеш. нац. культуры, он пишет симф. поэмы на сюжеты баллад из сб. К. Я. Эрбена "Букет". Поэма "Водяной" характеризуется красочностью гармонич. образов, близких к импрессионизму, "Полуденница" отличается концентрированностью развития и настроения; развёрнутая поэма-сказка "Золотая прялка" – своеобразным развитием принципа построения инстр. тем на основе ритмич. и мелодич. особенностей человеческой речи; "Голубок" впечатляет богатством звуковых находок (погребальный плач, свадебная сцена, крик лесного голубя) внутри единого стройного целого (1896, 1-е исп. – конец 1896, Лондон). За ними следует симф. поэма "Богатырская песнь" (1897), отличающаяся внешним блеском и мастерством формы (1-е исп. под управлением Г. Малера, 1898, Вена). Одновременно Д. работает над последними операми. В них наиболее отчётливо ощущается связь Д. со Сметаной, проявившаяся уже в "Хитром крестьянине" и в "Упрямцах" (пост. только через 7 лет), а также в последней ред. "Короля и угольщика". Во всех этих произв. доминирующее значение приобретают сцены из нар. жизни. Премьера "Хитрого крестьянина" в Вене (1885) вызвала античеш. демонстрации шовинистич. кругов, возмущённых тем, что сметливый чеш. крестьянин одерживает верх над австр. вельможей. В 1888 Д. создаёт одну из лучших своих опер – "Якобинец"; в ней даны яркие картины канторского быта, к интонац. основе к-рого восходит и вся музыка этого соч. Предыдущая опера Д. – "Димитрий" (1882), несмотря на умелое использование древнерус. хор. музыки, оказалась менее удачной, гл. обр. из-за многочисл. искажений в либр. историч. фактов, связанных с именем Самозванца. В 1898–99 Д. пишет красочную, насыщенную юмором нар.-фантастич. оперу "Чёрт и Кача" (по чеш. нар. сказке), затем "Русалку" (1900) – свою лучшую оперу, овеянную тонкой лирикой нар. сказочности, – поэтич. рассказ о неисполнимом желании, сочетающий образы природы со здоровым нар. юмором. Премьера "Русалки" сопровождалась громадным успехом (так же, как "Якобинца"). "Русалка" входит в репертуар чеш. муз. т-ра, а также и др. оперных т-ров мира, в т.ч. рус. Последнее произв. Д. – рыцарско-фантастич. опера "Армида" (1902–03) на либр. Я. Врхлицкого (сюжет одного из эпизодов поэмы "Освобождённый Иерусалим" Т. Тассо). Вслед за Сметаной Д. развил нац. традиции и утвердил мировое значение чеш. муз. культуры. Музыка Д. отличается исключит. мелодич. богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки. Его произв. разных жанров (от опер и симфоний до песен и небольших инстр. пьес) характеризуются простым и ясным языком, муз. стройностью формы, основаны на органич. претворении типич. особенностей чеш. и словацкого нар.-песенного творчества и привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, юмором. Являясь (вслед за Б. Сметаной) основоположником чеш. нац. муз. классики, Д. отразил в своём творчестве картины чеш. природы и нар. быта (цикл из 6 фп. дуэтов "Из чешского леса", фп. пьесы "Поэтические картины"), сказочные нар.-поэтич. мотивы (опера "Чёрт и Кача", симф. поэмы на сюжеты чеш. нар. сказок и легенд и др.). Яркое нац. своеобразие, эмоциональное богатство и высокое мастерство сочетаются в творчестве Д. с жанровым многообразием.

Оперы Д. составляют основу чеш. нац. оперного репертуара. Однако значительно большую худож. ценность имеют его орк. и инстр. сочинения. Органически впитав нац. мелос и проявив исключит. ясность муз. мышления, высокое техническое мастерство инструменталиста, Д. своим симфоническим и инструментальным творчеством внёс большой вклад в мировую муз. культуру.

К 50-летию со дня смерти Д. (1954) в Чехословакии начата публикация полного собр. сочинений Д. (гл. ред. издания О. Шоурек; с 1956 – Ф. Бартош). В Праге существуют Дворжаковское об-во и музей его имени (с 1932, реконстр. в 1961), бессменно руководимый после смерти Шоурека К. Микисой; осн. также музеи Д. в ряде др. городов ЧССР, в т.ч. Музей Дворжака в Нелагозевесе, в доме, где родился композитор. Имя Д. присвоено одному из пражских струн. квартетов (1951).

Основные даты жизни и деятельности

1841.–8 IX. В семье Франтишека Д. в деревне Нелагозевес, близ Кралуп (в 30 км от Праги), родился сын Антонин.

1848.– Первые уроки игры на скрипке и пения у школьного учителя И. Шпица.

1849.– Участие в хоре деревенской церкви.

1850.– Игра на скрипке в сельском оркестре.

1853.– Окончание школы и отъезд в Злонице.

1854.– Начало занятий у А. Лимана.

1855–56. – Занятия в гор. нем. школе в г. Ческа-Каменице – Обучение ремеслу мясника.

1857.– Поездка в Прагу для продолжения муз. образования.

1857.–X. Поступление в пражскую Органную школу.

1858.– Участие в концертах оркестра Об-ва св. Цецилии под рук. А. Апта. – Окончание органной школы и поступление в ансамбль К.Комзака.

1860.– Начало преподавания музыки (частные уроки). Первое произв. – полька для небольшого оркестра.

1861.– Начало композиторской деятельности (струн. квинтет a-moll, op. 1; законч. осенью 1873).

1862.– Поступление в оркестр оперы Временного т-ра в Праге.

1866.– Общение с Б. Сметаной при работе во Временном т-ре.

1870. – Создание первой оперы – "Альфред".

1871.– Завершение 1-го варианта оперы "Король и угольщик" (не принята к постановке). – VII. Уход из оркестра Временного т-ра. – Первое публич. исп. произв. Д. (песни на сл. Э. Красногорской и К. Я. Эрбена для голоса и фп.).

1872.–14 IV. Исп. под управлением Б. Сметаны увертюры к 1-му варианту оперы "Король и угольщик". – 12 X. Исп. квинтета для фп. и струнных.

1873.– Женитьба (17.XI) на А. Чермаковой, хористке Временного т-ра.

1874.–29 III. Исп. симфонии B-dur. – 24 XI. Премьера 2-й ред. (новая музыка на то же либр.) "Короля и угольщика".

1876.–18 III. Первое исп. квинтета G-dur (1-я пр. на конкурсе об-ва "Умелецкая беседа"). – 17 IV. Премьера оперы "Ванда".

1878.–27 I. Премьера оперы "Хитрый крестьянин" (одновременно в 2 пражск. т-рах). – Рождение дочери Отилии (будущей жены Й. Сука). – 17 VI. Первый симф. авторский концерт Д. – XII. Поездка в Вену для знакомства с И. Брамсом и в Берлин к издателю Зимроку.

1879.–I. Поездка в Брно вместе с Л. Яначеком. – Весна. Сочинение квартета Es-dur ("Славянский") по заказу Флорентийского квартета. – Лето. 1-й вариант концерта a-moll (посв. Й. Иоахиму). – Избрание пред. муз. отделения "Умелецкой беседы".

1880.– Поездка в Злонице, где Д. дирижирует концертом в честь А. Лимана (в связи с сооружением ему памятника).

1881.– Инструментовка 5 венг. танцев Брамса (№№ 17–21) по заказу Зимрока. – 2 X. Премьера оперы "Упрямцы" в Новом чеш. т-ре в Праге.

1882.–II. Пост. в Праге пьесы "Йозеф Каетан Тыл" с музыкой Д. и большой увертюрой к ней "Моя родина". – 8 X. Премьера оперы "Димитрий" на сцене временного помещения Нового чеш. т-ра. – 24 X. Пост. "Хитрого крестьянина" в Дрездене, на сцене придв. оперы (в присутствии Д.).

1883.– Поездка в Гамбург на пост. оперы "Хитрый крестьянин". – Лето. Путешествие в Орлик, Прахатице и др. вместе с Л. Яначеком. – VII. Переработка партитуры оперы "Димитрий" (исключение сцены убийства Ксении Годуновой). – 18 XI. Исп. "Гуситской увертюры" на открытии восстановл. после пожара здания Нац. т-ра. – 20 XI. Премьера оперы "Димитрий" (2-я ред.) в Нац. т-ре.

1884.–III. Первая (из 9) поездка в Англию (с пианистом Й. Кааном). – 13 III. Авторские выступления Д. в качестве дирижёра в Лондоне с исп. оратории Stabat Mater с орк. лондонского Филармонич. об-ва (20 III). – IX. 2-я поездка в Англию на муз. фестиваль в Вустер (дирижирует Stabat Mater и 6-й симфонией).

1885.–III. Премьера "Свадебных рубашек" в г. Пльзень. – IV–V. Выступления в Лондоне в качестве дирижёра (1-е исп. 7-й симфонии d-moll и "Наследники Белой Горы"). – VI. Избрание Д. почётным чл. лондонского Филармонич. об-ва. – VIII. Выступления с оркестром на фестивале в Бирмингеме – 19 XI. Пост. в Вене оперы "Хитрый крестьянин" в присутствии Д. (резкая критика в австр. прессе).

1886.–15 X. Дирижирование 1-м исп. оратории "Святая Людмила" на муз. фестивале в Лидсе. – XI. Дирижёрские выступления в авторских концертах в Бирмингеме (симфония D-dur) и в Лондоне (2 исп. "Святой Людмилы").

1887.–11 IX. Исп. мессы D-dur при освящении часовни в Лужанах.

1888.–II. Знакомство с П. И. Чайковским, прибывшим в Прагу с концертами. – IV. Первое исп. (Лондон) симфонии F-dur.

1889.–14 I. Письмо Чайковскому с восторженной оценкой "Евгения Онегина". – 12 II. Премьера "Якобинца".

1890.–I–X. Работа над Реквиемом. Поездка (по приглашению Чайковского) в Россию, выступления с концертами в Москве (27 II) и Петербурге (10 III). – Избрание Д. чл. Чеш. академии наук и иск-в, а также почётным доктором философии Карлова ун-та в Праге.

1891.–I. Начало педагогич. деятельности в Пражской консерватории в качестве профессора композиции. – Поездка в Англию на церемонию присуждения звания почётного доктора музыки Кембриджского ун-та. – 15 VI. Дирижирование исп. Stabat Mater и симфонии G-dur. – X. Дирижирование (1-е исп.) Реквиемом на муз. фестивале в Бирмингеме. – Заключение договора с Ж. Тёрбер о работе в качестве директора Нац. консерватории в Нью-Йорке. – Торжеств. чествование Д. в Праге по случаю его 50-летия.

1892.–28 IV. 1-е исп. увертюры "Среди природы". – Конц. поездка (39 концертов) по чеш. и моравским городам. – IX. Отъезд в США. – 9 X. Чешский концерт в "Сентрал-Турнферейн-холле" в Нью-Йорке. – 29–30 XI. Авторские концерты в Бостоне.

1893.– Поездка на отдых в местечко Спилвилл (чеш. поселение в сев.-зап. части штата Айова). – 12 VIII. Выступление с концертом на Всемирной выставке в Чикаго. – 16 XII. Успех 1-го исп. симфонии "Из Нового Света" под управлением А. Сайдла в зале "Карнеги-холл" (Нью-Йорк).

1894.–I. 1-е исп. квартета F-dur в Бостоне. – 12 I. 1-е исп. квинтета A-dur в Нью-Йорке. – 7 XI. Премьера оперы "Димитрий" (2-я ред.) в Нац. т-ре в Праге.

1895.–IV. Возвращение в Прагу. –4 V. 1-е исп. кантаты "Американский флаг" (Нью-Йорк).

1896.–4 I. Авторский симф. концерт в чеш. филармонии в Праге. – 19 III. 9-я, последняя, поездка в Англию; 1-е (авторское) исп. концерта для виолончели с оркестром. – 27 III. Поездка в Вену, встреча с Брамсом и А. Брукнером.

1897.–III. Поездка в Вену, последнее свидание с Брамсом. – 3–4 XII. 1-е исп. в Вене симф. поэм "Голубок" и "Богатырская песнь" (I 1898) под управлением Г. Малера.

1898.–19 VI. Пост. в новой ред. оперы "Якобинец" в Нац. т-ре в Праге.

1899.–23 XI. Премьера оперы "Чёрт и Кача". – 20 XII. Выступление в качестве дирижёра с симф. оркестром Будапештской филармонии.

1901.–31 III. Премьера оперы "Русалка" в Нац. т-ре в Праге. – 14 V. Участие (единств. раз) в заседании Верхней палаты австр. парламента. Назначение Д. директором Пражской консерватории. – IX. Пост. опер на сцене Нац. т-ра к 60-летию Д. – 11 XI. Премьера оратории "Святая Людмила" на оперной сцене (в сценич. ред. В. Новотного).

1904.–25 III. Премьера оперы "Армида" в Праге. –1 V. Внезапная смерть (кровоизлияние в мозг).

Соч.: оперы – Альфред (героич. опера с увертюрой, 1870, не опубл., пост. 1938, Оломоуц), Король и угольщик (Král a uhlíř, комическая, 1871; 2-я ред., ор. 14, 1874, Временный т-р, Прага; 3-я ред., 1881; 4-я ред., 1887), Упрямцы (Tvrdé palice, комическая, op. 17, 1874, пост. 1881, Новый чеш. т-р, Прага), Ванда (трагическая, ор. 25, 1875, пост. 1876, Временный т-р, Прага), Хитрый крестьянин (Šelma sedlák, комическая, op. 37, 1877, пост. 1878, там же), Димитрий (ор. 64, 1881–82, пост. 1882, Новый чеш. т-р, Прага; 2-я ред., 1894), Якобинец (Jakobín, op. 84, 1887–88, пост. 1889, Нац. т-р, Прага; 2-я ред., 1897), Чёрт и Кача (Cert a Káča, op. 112, 1898, пост. 1899, там же), Русалка (лирич. сказка, ор. 114, 1900, пост. 1901, там же), Армида (ор. 115, 1902–03, пост. 1904, там же); для солистов хора и орк. – оратория Святая Людмила (сл. Я. Врхлицкого, ор. 71, 1885–86), кантаты – Гимн (Наследники Белой Горы – Dĕdicové Bílé Hory, сл. В. Галека, ор. 30, 1872; 2-я ред., 1880; 3-я ред., 1885), Свадебные рубашки (Svatební košile, изв. также под назв. баллада Невеста призрака, сл. К. Я. Эрбена, ор. 69, 1884) и Гимн чешских крестьян (Hymn českeho rolnictva, op. 28, 1885), Американский флаг (The American flag, сл. Дж. Р. Дрейка, op. 102, 1892–93), Торжественная песнь (Slavnostní spĕv, сл. Я. Врхлицкого, op. 113, 1900); для орк. – симфонии (1-я, Злоницкие колокола – Zlonické zvony, c-moll, op. 3, 1865; 2-я, B-dur, op. 4, 1865; 3-я, Es-dur, op. 10, 1873; 4-я, d-moll, op. 13, 1874; 5-я, F-dur, op. 76, № 3, первонач. op. 24, 1875; 6-я, D-dur, op. 60,.№ 1, 1880; 7-я, d-moll, op. 70, № 2, 1884–85; 8-я, G-dur, op. 88, № 4, 1889; 9-я, Из Нового света – Ζ Nového svĕta, e-moll, op. 95, № 5, 1893), симф. поэмы – Водяной (Vodnik, по балладам К. Я. Эрбена, ор. 107, 1896), Полуденница (Polednice, ор. 108, 1896), Золотая прялка (Zlatý kolovrat, op. 109, 1896), Голубок (Holoubek, op. 110, 1896) и Богатырская песнь (Píseń bohatýrská, op. 111, 1897), увертюры – Трагическая (op. 1, также Драматическая, первонач. – к опере Альфред, 1870), к опере Ванда (ор. 25, 1879), Родина моя (Domov můj, op. 62, 1882), Гуситская (Husitská, op. 67, 1883), 3 конц. увертюры (цикл под общим назв.: Природа, Жизнь и Любовь – Příroda, Źivot a Láska), Среди природы (V přírodĕ, op. 91, 1891), Карнавал (Karneval, op. 92, 1891), Отелло (op. 93, 1892), 2 сюиты (Чешская d-dur, op. 39, 1879, A-dur, op. 98, 1894, первонач. – для фп., оркестрована 1895), 3 Славянские рапсодии (ор. 45 – D-dur, g-moll и As-dur, 1878), Славянские танцы (Slovanské tance, 1-й цикл, №№ 1–8, op. 46, 1878, 2-й цикл, №№ 9–16, op. 72, 1886–87; первонач. для фп. в 4 руки), Пражские вальсы (Pražské valčiky, без op., 1879), Полонез (Es-dur, 1879); для струн. орк. – ноктюрн (H-dur, ор. 40, 1872), 2 серенады (Ε-dur, op. 22, 1875; d-moll, op. 44, 1878), симф. вариации (op. 78, 1877); концерты с орк. – для фп. (g-moll, op. 33, 1876), для скр. (a-moll, op. 53, 1879), 2 для влч. (A-dur, без op. и даты, h-moll, op. 104, 1894–95); камерно-инстр. ансамбли – фп. трио (2 неизд., 1871–72; B-dur, op. 21, 1875; g-moll, op. 26, 1876; f-moll, op. 65, 1883; Думки, op. 90, 1891), струн. трио (в т.ч. миниатюры), струн. квартеты (A-dur, op. 2, 1862; B-dur, без op., 1869; D-dur, op. 9, 1870; e-moll, op. 10, 1870; f-moll, 1873; a-moll, op. 12, 1873; не издан, a-moll, op. 16, 1874; Ε-dur, op. 80, первонач. – op. 27,1876; d-moll, op. 34, 1877; Es-dur, op. 51, 1879; C-dur, op. 61, 1881; F-dur, op. 96, Американский, 1892; G-dur, op. 106, 1895; As-dur, op. 105, 1895); 2 фп. квинтета (A-dur, op. 5, 1872; A-dur, op. 81, 1887), 2 струн. квинтета (с контрабасом G-dur, op. 77, первонач. – op. 18, 1875; Es-dur, op. 97, 1893), струн. секстет (A-dur, op. 48, 1878); для фп. в2руки – 2 менуэта (op. 28, 1876), Думка (op. 35, 1876; тема с вариациями, ор. 36, 1876), Шотландские танцы (Skotské tance, op. 41, 1877), 2 фурианта (op. 42, 1878), Силуэты (12 пьес, op. 8, 1879), 8 вальсов (op. 54, 1879–80), 4 эклоги (1880), 6 мазурок (ор. 56, 1880), экспромт (d-moll, 1883), Думка и фуриант (ор. 12, 1884), Юмореска (Fis-dur, 1884), Две жемчужинки (Dvĕ perllčki, 1887), Поэтические настроения (Poetické nálady, 13 пьес, op. 85, 1889), сюита (A-dur, op. 98, 1894), 8 юморесок (op. 101, 1894), Колыбельная и каприччио (Ukolébavka a cappriccio, 1894); для фп. в 4 руки – Легенды (№№ 1–10, ор. 59, 1880–1881, позднее оркестрованы), Из Шумавы (Ze Šumavy, 6 пьес, op. 68, 1884, также для влч. с орк., 1893); для скр. и фп. – сонаты (a-moll, 1873, не изд., утеряна; F-dur, op. 57, 1880), Романс (op. 11, 1877, также с орк.), Ноктюрн (H-dur, ор. 40, 1883, также с орк.), Каприччио (1878), Мазурка (ор. 49, 1879, также с орк.), Баллада (ор. 15/1, 1884), Романтич. пьесы (Romantické kusy, op. 75, 1887), сонатина (G-dur, op. 100, 1893); для влч. и фп. – соната (f-moll, 1871; не изд. и утеряна), Полонез (A-dur, 1879), Рондо (g-moll, op. 94, также с орк., 1891), Лесная тишь (Klid, op. 68, № 5, первонач. часть четырёхручного цикла из Шумавы, позднее также с орк., 1891); для хора с орк. (церк. соч.) – Stabat Mater (op. 58, 1876–77), Реквием (op. 89, 1890), Месса D-dur (op. 86, 1887; орк. вариант, 1892), Псалом 149 (op. 79, 1879, для муж. хора; вариант для смеш. хора – 1887); Те Deum (op. 103, 1892); хоры с фп. – 3 песни из Букета народных словацких песен (Ζ Kytice narodnich písni slovanských, для муж. хора и фп. в 4 руки, ор. 43, 1877–78); хоры a cappella – 4 песни для смеш. хора (сл. А. Гейдука и моравских нар. песен, ор. 29, 1876), 3 хор. песни для муж. голосов (тексты нар. и A. Гейдука, 1877); Букет из чешских народных песен (Kytice z českých narodních písní, нар. тексты, op. 41, 1877), 5 хоров (на тексты литовских нар. песен, для муж. голосов, ор. 27, 1878), 4 моравских дуэта для жен. хора, 1880 (не изд.), 5 песен из цикла Среди природы (для смеш. хоров, сл. В. Галека, ор. 63, 1882); для голоса и органа – Ave Maria (op. 19 в, 1877), Гимн святой троице (1878); О sanctissima, Ave Maria et Ave Maris Stella (для альта и баритона, ор. 19 В, 1879); для голоса с фп. – Кипарисы (Cypřiše, 18 песен на сл. Г. Пфлегера-Моравского, 1865, не изд.; нек-рые песни в новой ред. использованы в циклах Четыре песни, ор. 2, 1882, и Песни любви – Písnĕ milostné, 8 песен, op. 83, 1888), 2 песни для баритона (сл. А. Гейдука, 1865, не изд.), Сиротка (Sirotek, баллады на сл. Эрбена, ор. 5, 1871), 4 песни на сл. из сербской нар. поэзии (ор. 6, 1872), 6 песен на тексты Краловедворской рукоп. (ор. 7, 1872), 12 Вечерних песен (Večerní písnĕ, на сл. B. Галека, 1876), 3 новогреческие поэмы (пер. В. Б. Небесного, ор. 50, 1878), Цыганские мелодии (Cigánské melodie, 7 песен, сл. А. Гейдука, ор. 55, 1880), 2 и 4 песни на чеш. нар. тексты (1885), 4 песни В народном духе (V národním tónu, на тексты чеш. нар. песен, ор. 73, 1886), Библейские песни (Biblické písnĕ, 10 песен на тексты из Кралицкой Библии, ор. 99, 1894), Колыбельная (Ukolébavka, сл. Ф. Л. Елинека, 1895), песни Лешетинского кузнеца (Lešetínský kovaře, сл. С. Чеха, 1901); вок. дуэты с фп. – 22 моравских дуэта (Moravské dvojzpĕvy, op. 20, 1875; op. 29 и 32, 1876; op. 38, 1877), Там, на нашей крыше (Na tej našej střeše, сл. моравской нар. песни, 1881); музыка к спектаклям драм. т-р а – Йозеф Каетан Тыл (драма Ф. Шамберека, 1882, Временный т-р, Прага; увертюра, изд. под назв. Моя родина, и музыка к сцене, ор. 62, 1881–82).

Указатели: Šourek О., Dvořáks Werke. Ein vollständiges Verzeichnis in chronologischer, thematischer und systematischer Anordnung, В., 1917.

Лит.: Бэлза И., Антонин Дворжак, М.–Л., 1949; его же, Очерки развития чешской музыкальной классики, М.–Л., 1951 (на чеш. яз., 1961); его же, Дворжак и русская музыка, "СМ", 1954, №4; Киселёв М., А. Дворжак в России, "СМ", 1951, № 11, Смирнов М., Фортепианное творчество А. Дворжака, Л., 1960; Дворжак в письмах и воспоминаниях (Сост. О. Шоурек, пер. с чеш., общая ред. и вступит. статья И. Бэлзы), М., 1964; Антонин Дворжак. Сб. статей. Сост. и общая ред. Л. С. Гинзбурга, М., 1967; Гулинская З., Антонин Дворжак, М., 1973; Ζubatý J., Antonin Dvořák. Eine biographische Skizze, Lpz., 1886 (на англ. яз., L., 1895, 1904); Bartoš J., Antonin Dvořák, Praha, 1913; Šourek О., Život a dílo Antonína Dvořáka, sv. 1–4, Praha, 1916–33, 1954–57; его же, Dvořákovy symfonie, Praha, 1922, 1948; его же, Dvořákovy sklabdy komorni, Praha, 1943, 949; его же, Dvořákovy skladby orchestralni, Praha, 1944–46; его же, Antonin Dvořák, Praha, 1947; Hoffmeister К., Antonin Dvořák, Praha, 1924 (на англ. яз., L., 1928); Robertson Α., Dvořák, L., 1945, Ν. Υ., 1949, 1962 (на нем. яз., Zürich, 1947); Antonin Dvořák, his achievement, ed. by V. Fischl, L., 1943; Handschin J., Dvořák, P., 1946; Ku11 H., Dvořák's Kammermusik, Bern, 1948; Straaten J. van der (pseud.), Slavonic Rhapsody, the life of Antonin Dvořák, Ν. Υ., 1948; Ρurdу С. L., Antonin Dvořák. Composer from Bohemia, N. Y., 1950; Hо1zkneсht V., Antonin Dvořák, Praha, 1955; Hоřejš A., Antonin Dvořák. Sein Leben und Werk in Bildern, Prag, 1955; Sусhra A., Estetika Dvořákovy symfonicke tvorby, Praha, 1959; C1apham J., Antonin Dvořák. Musician and craftsman, L., 1966; Εrismann G., Antonln Dvořák. L'homme et son oeuvre, P., 1966; Hughes G., Dvořák. His life and music, L., 1967; Berkovec J., Antonin Dvořák, Praha – Bratislava, 1968.

И. Ф. Бэлза.

Музыкальная энциклопедия