Лукиан из Самосаты (Лукиан Самосатский; 120-180) - древнегреческий писатель.
Об авторе:
По наиболее распространённой версии, Лукиан родился около 120 или 125 года н. э., хотя «Суда» относит его рождение к правлению императора Траяна (98-117). Местом его рождения был город Самосата в римской провинции Сирия, который ранее был столицей Коммагены.
Сам Лукиан называл себя сирийцем (ассирийцем), однако о его семитских корнях нельзя сказать ничего определённого. Родным языком писателя, вероятно, был арамейский. Его отцом, вероятно, был бедный ремесленник, который не смог обеспечить сыну традиционное школьное образование, и отдал мальчика в подмастерья его дяде-скульптору. Впрочем, после того, как Лукиан случайно разбил каменную плиту, его обучение ремеслу прекратилось.
В сочинении «Дважды обвинённый» Лукиан указывает, что он обучился древнегреческому языку и мастерству риторики, странствуя по Ионии. Вскоре стал странствующим ритором, и до сорока лет путешествовал по Греции, Македонии, Италии, Галлии и Сирии.
Незадолго до этого (или, возможно, позднее) некоторое время был адвокатом в Антиохии. По собственному признанию, в возрасте сорока лет внезапно почувствовал отвращение к занятиям риторикой и обратился к философии. Вскоре получил некий пост в провинциальной администрации Египта, который различными исследователями характеризуется и как незначительный, и как крупный.
Поскольку последние произведения Лукиана вновь носят строго риторический характер, иногда предполагается возврат в конце жизни к профессии ритора (альтернативное объяснение - развлечение императорского чиновника).
Известно, что у писателя было немало друзей среди философов; наиболее известен из них Цельс.
В сатирических сочинениях Лукиан высмеивал общественные, религиозные и философские предрассудки, а также другие пороки современного ему общества. Кроме того, его сочинение «Правдивая история», описывающее, в частности, путешествие на Луну и Венеру, оказало влияние на становление научной фантастики.
Умер Лукиан после 180 года. По свидетельству «Суды», Лукиан умер, растерзанный собаками, «за то, что лаял против истины» (то есть христианства). Повод к легенде, видимо, дал сам Лукиан, пошутив однажды, что киники едва не растерзали его, как собаки Актеона («О смерти Перегрина»).