Верещагин В.

ВЕРЕЩÁГИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1842–1904), русский живописец. Баталист. Учился в петербургской АХ (1860–63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864–65). Много путешествовал по России и Западной Европе, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867–68 и 1869–70), в русско-турецкой (1877–78) и русско-японской (1904–05) войнах; погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца "Петропавловск". По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. В тематических сериях картин "Туркестанская" (1871–74), "Балканская" (1877–78 и 1880-е гг.), на тему Отечественной войны 1812 (1887–1904) и др. Верещагин с глубоким драматизмом показал жестокие будни войны, несущей неисчислимые страдания народам ["После неудачи. (Побеждённые)", 1868, ГРМ; "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", 1881, ГТГ], раскрыл тяжесть и героику ратного труда (триптих "На Шипке всё спокойно!", 1878–79, местонахождение неизвестно), мужество и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками ("Не замай, дай подойти!", 1887–95, ГИМ). В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне ("Апофеоз войны", 1870–71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма ("Торжествуют", 1872, ГТГ) и колониализма ("Подавление индийского восстания англичанами", около 1884, местонахождение неизвестно). На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи, имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре ("Всадник-воин в Джайпуре", после 1874–76, "В горах Алатау", 1869–70, "Мавзолей Тадж-Махал в Агре", 1874–76, – все в ГТГ). В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, часто – с яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся Верещагиным на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения окружающего мира. Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург, и др.), Западной Европе, Америке. Пользовавшиеся горячим одобрением демократической общественности, они, как и всё творчество Верещагина, подвергались постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и других стран.


Соч.: Избранные письма, М., 1981.

Лит.: А. К. Лебедев, В. В. Верещагин, 2 изд., М., 1972; его же, В. В. Верещагин. [Альбом], М., 1974; В. В. Верещагин, Воспоминания сына художника, Л., 1982.


"После атаки. Перевязочный пункт под Плевной". 1881. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент.
ВеризмВЕРИ́ЗМ (итал. verismo, от vero – правдивый), реалистическое направление в итальянской литературе, музыке, изобразительном искусстве последней трети XIX в. Сформировалось во многом под воздействием теории натурализма французского писателя Э. Золя, а также идей итальянского социалистического движения; с глубоким сочувствием к угнетённому трудовому народу отразило жизненные реалии, социально-психологические конфликты, порождённые развитием капитализма в объединённой Италии. В изобразительном искусстве веризма, в творчестве живописцев Ф. П. Микетти, Дж. Пеллицца да Вольпедо ("Четвёртое сословие", 1892–1900, Галерея современного искусства, Милан), скульпторов В. Вела, В. Джемито социально-критические тенденции, интерес к жизни крестьян и рабочих нередко совмещались с пессимистическим, пассивно-натуралистическим восприятием действительности.

Лит.: Delogu G., Pittura italiana dell’ottocento, Bergamo. [1955].


В. Вела. Рельеф "жертва труда". Бронза. 1883. Национальная галерея современного искусства. Рим.


"После атаки. Перевязочный пункт под Плевной". 1881. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент.


В. Вела. Рельеф "жертва труда". Бронза. 1883. Национальная галерея современного искусства. Рим.

Популярная художественная энциклопедия