Лекторский, Владислав Александрович (р. 23.08.1932) — спец. по теории познания и филос. науки: д-р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1955), асп. ИФ АН СССР (1959). С 1959 — в ИФ АН СССР (ныне РАН): с 1969 — зав. сектором теории познания, с 1992 — зав. Центром эпистемологии, с 1998 — зав. отделом эпистемологии и логики. С 1988 — гл. ред. ж. "ВФ". Член-корр. РАН, акад. Росс. академии образования. В 1988—1998 предс. экспертного совета по филос. и социол. ВАК РФ. С 1988 — член совета Директоров Междунар. федерации филос. обществ. В 1993—1998 — вице-президент этой федерации. С 2000 член Междунар. ин-та филос. (Париж). С 1988 член руководства Междунар. об-ва по иссл. культуры и теории деятельности. Асессор Междунар. союза по логике, методол. и филос. науки (1991—1995). С 1995 член Центра по филос. науки Ун-та Питтсбурга (США). Под ред. Л. изданы колл. монографии: "Философия. Методология. Наука". М., 1972; "Гносеология в системе философского мировоззрения". М., 1983; "Деятельность: теория, методология, проблемы". М., 1990; "Теория познания" в 4 томах (соред.). М., 1991—1993; "Исторические типы рациональности". Т. 1, М., 1995; "Идеал, утопия и критическая рефлексия". М., 1996; "Рациональность на перепутье". Т.1. М., 2000. Л. — ред.-сост. кн. "Философия не кончается" (о развитии отеч. филос. в 20—80-е гг. XX столетия) в 2 т. М., 1999. В трудах Л. развивается концепция деятельностного и культурно-ист. анализа познания. В этой связи дается критика натуралистической интерпретации познания, вводится понятие "предмета-посредника" (в разл. формах, вплоть до разнообразных знаково-символических систем) и обосновывается идея о специфически соц.-культурной опосредствованности как особенности познавательной деятельности (в отличие от простой информации). Л. развил идею о взаимосвязи сознания внешн. объекта и самосознания субъекта в разнообразных формах, начиная от "неявного знания" себя и кончая развернутыми формами рефлексии над собой и продуктами собственной деятельности (и на разных уровнях знания: перцепция, мышление, теор. знание). В этой связи спец. анализу было подвергнуто понятие рефлексии, выделена субъективная рефлексия (относящаяся к сознанию индивидуального субъекта) и рефлексия объективная (относящаяся к объективированным формам знания) и показана взаимосвязь осмысления и преобразования объекта в ходе рефлексивной деятельности. Л. исследовал взаимосвязь обоснования и развития знания в процессе рефлексии над науч. теориями. В его работах дан анализ той интерпретации рефлексии, к-рая сложилась в класс. западноевроп. филос. и к-рая во многом определяла специфику этой формы философствования в целом (рефлексия как полнота знания о субъекте, как "прозрачность" субъекта для самого себя и как эксплицирование всех предпосылок объективированных форм знания), показана ограниченность такого понимания и обоснована идея о взаимосвязи и взаимопереходах рефлективных и нерефлективных измерений познавательной деятельности, рассмотрена теория познания как особый вид рефлексии над знанием, сформулирована идея о включении эпистемологич. образа науки в реальный познавательный процесс, проанализированы разные способы этого включения. В своих "мета-эпистемологич." иссл. Л. изучил разные подходы к разработке теории познания (психологизм, антипсихологизм, нормативизм, дескриптивизм, натурализм, социологизм) и развил социокультурную интерпретацию эпистемологии, опирающуюся на анализ истории науки, истории культуры и соц.-культурно интерпретированной психол. Важную роль в концепции Л. играет идея о существовании двух типов субъектов: индивидуального и разных форм колл. субъектов, отношения между к-рыми могут меняться. Л. известен также как спец. по филос. психол. Он иссл. филос. предпосылки психол. теории деятельности, культурно-ист. теории Л.Выготского и генетической эпистемологии Пиаже и раскрыл их связь с общими эпистемологич. проблемами. В посл. вр. Л. критически исследует нек-рые догматические стереотипы отеч. иссл. в обл. теории познания (теория отражения, понятие ощущения, восприятия, чувственного познания, сознания и самосознания, разделение субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений и др.). Он делает попытку пересмотреть ряд традиц. проблем и принципов класс. эпистемологии (проблема "Я", "внутреннее" и "внешнее", субъективное переживание, сознание и деятельность, сознание и бессознательное и др.) в некласс. ключе, используя коммуникационный подход. Вместе с тем он выявляет связь совр. проблем эпистемологии с рядом актуальных проблем соц. филос., филос. культуры: гуманизм, толерантность, плюрализм, критицизм, рациональная дискуссия, судьбы рациональности в совр. культуре, вера и знание, типы реальности и виды знания и др.
Книги автора
Лекторский, В. А. «Проблема субъекта и объекта в классической и современной философии» (1965)
Лекторский, В. А. «Материалистическая диалектика» (1979; в соавт.)
Лекторский, В. А. «Субъект, объект, познание» (1980)
Лекторский, В. А. «Введение в философию» (чч. 1-2, 1989; в соавт.)
Лекторский, В. А. «Эпистемология классическая и неклассическая» (2001; 2-е изд. 2007)
Лекторский, В. А. «Трансформации рациональности в современной культуре» (2005)
Лекторский, В. А. «Философия в современной культуре» (2007)
Лекторский, В. А. «Философия в контексте культуры» (2009)
Лекторский, В. А. «О принципах исследования систем» (1960; в соавт.)
Лекторский, В. А. «Генезис и строение интеллектуальных структур в концепциях Ж. Пиаже». «Основные направления исследования психологии мышления в капиталистических странах» (1966; в соавт.)
Лекторский, В. А. «Принципы воспроизведения объекта в знании» (1967)
Лекторский, В. А. «Философия и научный метод». «Философия в современном мире: философия и наука» (1972)
Лекторский, В. А. «Теория познания». «Философская энциклопедия. Т. 5» (1972)
Лекторский, В. А. «Философия, наука, философия науки» (1973)
Лекторский, В. А. «Альтернативные миры“ и проблема непрерывности опыта». «Природа научного знания» (1979)
Лекторский, В. А. «Subjekt — Objekt — Erkenntnis». «Realismus und Dialektik oder was konnen wir wissen? " (1984)
Лекторский, В. А. «Das Problem der Moglichkeit der Erkenntnis in Kants Transcendental Philosophie». «Studien zur „Geschichte der Westlichen Philosophie» (1986)
Лекторский, В. А. «Человек как проблема научного исследования». «Человек в системе наук» (1989)
Лекторский, В. А. «Transformations in Civilization and Human Values». «A Philosophical Vision for the Coming Civilization» (1990)
Лекторский, В. А. «Идеалы и реальность гуманизма» (1994)
Лекторский, В. А.«Рациональность, критицизм и принципы либерализма» (1995)
Лекторский, В. А. «Knowledge and cultural objects». (1995)
Лекторский, В. А.«О толерантности, плюрализме и критицизме». (1997)
Лекторский, В. А.«Л. Витгенштейн и некоторые традиции отечественной мысли». (1998)
Лекторский, В. А.«Historical Changes of the Notion of Activity: Philosophical Presuppositions». «Activity Theory and Social Practice: Cultural-Historical Approaches». (1999)
Лекторский, В. А.«Научное и вне-научное мышление: скользящая граница». «Разум и экзистенция». (1999)
Лекторский, В. А. «Tolerance, Pluralism, and Criticism». (2000)
Лекторский, В. А. «О философских уроках З. Фрейда». (2000)
Лекторский, В. А. «Теория познания», «Субъект», «Объект» и др. «Новая философская энциклопедия». (тт. 1-4, 2000—2001)
Лекторский, В. А. «Деятельностный подход: смерть или возрождение?» (2001)
Лекторский, В. А. «Христианские ценности, тоталитаризм, либерализм и постмодернизм». (2001)
Лекторский, В. А. «Псевдонаука как феномен современной культуры». (2001)
Лекторский, В. А. «Немецкая философия и русская гуманитарная мысль: С. Л. Рубинштейн и Г. Г. Шпет» (2001)
Лекторский, В. А. «Scientific Knowledge as Historical and Cultural Phenomenon». «Proceedings of the XXth World Congress of Philosophy». (2001)
Лекторский, В. А. «Субъективная реальность как социально-культурная конструкция». «Знание в структурах социальности». (2003)
Лекторский, В. А. «Возможна ли интеграция естествознания и наук о человеке?» (2004)
Лекторский, В. А. «Г. П. Щедровицкий и современная философия». «Познающее мышление и социальное действие». (2004)
Лекторский, В. А. «Умер ли человек?». (2004)
Лекторский, В. А. «Кант, радикальный эпистемологический конструктивизм и конструктивный реализм». (2005)
Лекторский, В. А. «О философском значении работ В. В. Давыдова». (2005)
Лекторский, В. А. «Диалог и толерантность во взаимодействии цивилизаций». «Диалог цивилизаций». (2005)
Лекторский, В. А. «Рациональность как ценность культуры». (2005 соавтор)
Лекторский, В. А. «Paideia, Critical Thinking and Religion in Education». «Educating for Democracy». (2005)