Дьюи Джон биография и книги

Дьюи Джон
Джон Дьюи (1859-1952) - известный американский философ, социолог и педагог, один из влиятельнейших умов современной Америки. Из множества книг, написанных в защиту демократии, предлагаемая читателям книга выделяется своим практическим подходом к теме, стройностью логического построения и трезвым учетом всех основных жизненных проблем нашей эпохи. Типичный представитель американской мысли, Дьюи в то же время и один из выдающихся логиков и социологов современного Запада.

Краткая биография:

Родился 20 октября 1859 года в городе Берлингтоне, штат Вермонт, в семье табачного фабриканта Арчибальда Спрага Дьюи и Люсины Артемисии Рич Дьюи.
По окончании школы учился в Вермонтском университете по программе свободных искусств. С особой страстью занимался философией под руководством профессора Торея, который читал курс философии этики.
После окончания университета преподавал в 1879-1881 годах в частной средней школе в Ойл Сити (Пенсильвания). Работая в школе, продолжал интенсивные занятия философией.
В 1881 году направил свою первую статью «Метафизическое восприятие материализма» в «Журнал философии», вокруг которого группировалось философское общество Сент-Луиса. Статья была благосклонно принята, опубликована, а её автору рекомендовали продолжить философские изыскания. Это определило окончательный выбор Дьюи жизненного пути - он решил стать философом.
Был профессором Мичиганского, Чикагского и Колумбийского университетов (1904-1930).
В 1919 году стал одним из основателей Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Стоял во главе «Лиги независимого политического действия». Во время Второй мировой войны выступал против идеологии нацизма, в частности, против насилия над педагогикой в нацистской Германии.
Дьюи развил новый вариант прагматизма — инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания.
Три пути совершенствования опыта по Дьюи:
- Социальная реконструкция.
- Применение к опыту глубоко разработанных научных методов «высоких технологий».
- Совершенствование мышления.
Социальная реконструкция — совершенствование самого общества — условие совершенствования опыта, поскольку значительная доля опыта накапливается внутри общества. Социальная реконструкция подразумевает:
- Совершенствование отношений собственности, наделение собственностью как можно большего числа людей, акционирование собственности (в ответ на идеи марксизма).
- Через совершенствование отношений собственности — приближение человека к итогам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, присваивающей результаты труда (крупные собственники, монополисты).
- Более справедливое распределение материальных благ.
- Борьба с бедностью, постоянная забота государства об улучшении благосостояния граждан.
- Обеспечение прав человека, совершенствование демократического государства.
Основные проблемы морали и социальной философии Дьюи:
- Существует плюрализм целей и благ (нет единственно возможного «высшего блага»).
- Цели и блага не абстрактны, но конкретны.
- Основные блага — здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая общественная оценка, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность.
- Люди стремятся не к самим благам, а к размеру благ. Достижение блага — изменение в качестве опыта — следовательно, сам рост является главной моральной целью.
- Моральные заповеди (не убий, не укради) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (не справедливы) в каждом конкретном случае.
- Демократия — оптимальная форма человеческого общежития.
- Цели должны соответствовать средствам, и наоборот, применение неблаговидных средств приведёт к качественному изменению целей (цели придут в соответствие со средствами).
- Основной рычаг социальной реконструкции — применение научных методов и высоких технологий в образовании и морали.
Дьюи разработал теорию научного метода, как инструмента успешной человеческой деятельности, достижения целей. Открытие, сделанное Дьюи при разработке теории научного метода и учении о проблематичной ситуации, состоит в том, что достоверное знание и правильное использование научного метода приводят к превращению проблематичной ситуации в решённую — ситуация приобретает иное качество — «следовательно, познание приводит к качественному изменению объекта познания — познание изменяет само существование предмета познания».
С конца 1920-х Джон Дьюи принял участие в работе гуманистических обществ, возникших в США. Он был членом Первого гуманистического общества Нью-Йорка. В 1933-м участвовал в создании Первого гуманистического манифеста — программного документа религиозного гуманизма, основная идея которого состояла в необходимости создания новой нетрадиционной гуманистической религии, направленной исключительно на мирские ценности. Отвергая традиционные формы религии, Дьюи выдвигал на их место свою «натуралистическую», или «гуманистическую», религию. Религиозные взгляды Дьюи в БСЭ были определены как «вид богостроительства».
Активно занимался правозащитной деятельностью, был членом Комитета в защиту рабочих-анархистов Сакко и Ванцетти, приговорённых к смертной казни. Когда в 1937 году была создана комиссия по расследованию знаменитых московских процессов «врагов народа» (она была создана по требованию Л. Д. Троцкого, так как на этих процессах обвиняемые ссылались, что тот якобы склонял их к шпионажу и терроризму), эту комиссию возглавил Дьюи, несмотря на то, что ему уже было почти 80 лет и никакой симпатии к коммунистической идеологии он не испытывал. Комиссия предметно исследовала материалы процессов и связанные с ними нестыковки наподобие «копенгагенского эпизода» и нашла, что все обвинения, выдвигаемые против Троцкого и его сына Льва Седова, фальсифицированы, тем самым оправдав не только их, но и косвенно жертв самих процессов.
Участие Дьюи в упомянутых процессах повлияло на распространение его книг в Советской России. Если в 20-х годах XX в. (после приглашения наркомом просвещения А. В. Луначарским в качестве зарубежного советника по вопросам построения новой советской школы, последующего приёма Н. К. Крупской и т. д.) некоторые его книги издавались в СССР большими выпусками до 9 раз, то после упомянутых процессов книги Дьюи были изъяты из советских библиотек, а даже упоминание о нём крайне не приветствовалось. Книги Дьюи вновь стали доступны широкому российскому читателю только после 1991 года.
Умер в Нью-Йорке, 1 июня 1952 года.

Книги автора

Дьюи, Дж. Либерализм и социальные действия
Дьюи, Дж. Моё педагогическое кредо. (1897)
Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления. (1915)
Дьюи, Дж. Введение в философию воспитания. (1921)
Дьюи, Дж. Статьи по теме Школа и общество
Дьюи, Дж. Школа и ребёнок. (1923)
Дьюи, Дж. Школа и общество. (1925)
Дьюи, Дж. Впечатления о Советской России
Дьюи, Дж. Свобода и культура. (1968)
Дьюи, Дж. Демократия и образование. (2000)
Дьюи, Дж. Реконструкция в философии. (2001)
Дьюи, Дж. Реконструкция в философии; Проблемы человека. (2003)
Дьюи, Дж. Общество и его проблемы. (2002)
Дьюи, Дж. От ребёнка — к миру, от мира — к ребёнку (Сб. статей). (2009)
Дьюи, Дж. Философские труды. (2009)
Дьюи, Дж. Реконструкция в философии.
Дьюи, Дж. Человеческая природа и поведение.
Дьюи, Дж. Опыт и природа.
Дьюи, Дж. Поиски уверенности.
Дьюи, Дж. Теория оценки.
Дьюи, Дж. Понятие рефлекторной дуги в психологии. // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины ХХ века: Сб. переводов. (2010)
Дьюи, Дж. Обычай и привычка. // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины ХХ века: Сб. переводов. (2010)




Книги Дьюи Джона

Искусство как опыт
Купить от 544 ₽