Де Роберти Евгений Валентинович

Де Роберти Евгений Валентинович

Краткая биография:
Де-Роберти Евгений Валентинович (13(25).12.1843, с. Казацкое Подольской губ. - 24.04(8.05),1915, д. Валентиновка Тверской губ.) - социолог и философ. Учился в Александровском лицее, ун-тах Гейдельберга, Иены, Парижа. С конца 60-х годов сотрудничал в русских либеральных газетах и журналах, в издававшемся в Париже Э. Литтре и Вырубовым журнале «La philosophie positive» («Позитивная философия»). Участник земского движения, конституционалист. С 1887 г. подолгу жил за границей.
Отказавшись от карьеры чиновника в Управлении финансов, де Роберти посвятил свою жизнь не экономике, а философии и социологии. Этот поворот он обозначил статьей «Наука и метафизика» (Знание. 1875. № 5), в которой высказал идеи своих будущих представлений о философии. В последствие, начинает пропаганду социологических идей Конта, публикуя в 1876- 1878 годах в «Журнале позитивной философии» девять статей под общим заголовком «Социологические заметки», в которых пишет о социологических проблемах, о месте социологии в ряду наук, о ее структуре, излагает свою точку зрения на отношение общественных наук с биологией и психологией. Собранные воедино с изменениями и дополнениями, они составили первое русское издание его книги «Социология» (СПб., 1880), в следующем году книга была издана на французском языке.
В это же время де Роберти активно участвует в жизни Тверского земства.
В «Журнале позитивной философии» с 1881 по 1883 год (последний год выхода журнала) де Роберти публикует серию статей, посвященных проблемам философии и трем ее философским направлениям — материализму, идеализму и сенсуализму. Всего им было опубликовано восемь статей, вошедших позже в двухтомную монографию «Прошедшее философии» (М., 1886). По распоряжению цензуры книга была запрещена для публичных библиотек, а ее однотомное изложение (М., 1887) было арестовано и уничтожено. С этого года философ свои книги издает на французском языке.
С того же года и вплоть до 1914 года де Роберти лето проводит в своем Тверском имении, а полгода живет в Париже, публикуя написанное в России. Следующей известной книгой философа было «Непознаваемое» (1889), где он дает объяснение агностицизму, борясь с ним. Спустя два года де Роберти публикует книгу «Философия века» — своеобразный очерк философских течений XIX века.
В 1894 году, на посту профессора Нового университета в Брюсселе, де Роберти начинает преподавательскую деятельность в институтах высших исследований и общественных науках. Свою преподавательскую деятельность он завершил двумя курсами о философии Ницше, которые были изданы отдельной книгой «Фридрих Ницше» (1902).
Далее де Роберти продолжил работать как лектор в школе Всемирной выставки в Париже, работавшей под руководством И. Мечникова. Используя ее опыт, М. Ковалевский, Е. де Роберти и Г. Тамбуров открыли в Париже Русскую высшую школу общественных наук.
На третий год существования школы, шеф русской полиции во Франции Рачковский охарактеризовал ее, как рассадник революции, обвинив в революционной пропаганде ее профессоров, в том числе и Е. В. де Роберти. По приказу министра внутренних дел Плеве, де Роберти вернулся в Россию, прекратив преподавание в Русской школе высших наук и чтение лекций в Новом брюссельском университете.
Первую русскую революцию 1905 г. философ встретил в России, приняв участие почти во всех общероссийских земских съездах, активно сотрудничая в либеральной периодической печати («Вестник Европы», «Запросы жизни», «Русское богатство»).
Продолжая свою научную деятельность, он в 1908 г. опубликовал «Социологию Действия» — одну из самых известных его книг, до сих пор не переведенную на русский язык. В том же 1908 г. в Петербурге стараниями Е. В. де Роберти, М. М. Ковалевского и В. М. Бехтерева был открыт Психоневрологический институт, в котором он занял кафедру социологии, оставаясь ее профессором вплоть до 1915 г.
Де Роберти является выдающимся русским социологом и философом. Философия интересовала его не меньше социологии. По своим философским взглядам он был позитивистом, критиковавшим непоследовательность философских построений О. Конта. В работах последних лет де Роберти связывает эволюцию с процессом нарастающего освоения человечеством различных энергий, их преобразованием.
Его ближайший друг и соратник М. М. Ковалевский в некрологе де Роберти писал: «Тропа, им проложенная в области философии, этики и социологии, — принадлежит к числу тех, по которым пойдет еще ряд поколений из среды мыслителей, отказавшихся строить эти науки на априорных началах».

Хронология жизни:

Евгений Валентинович Де Роберти родился 25 декабря 1843 году в Тверской губернии.
1852 – 1855 учился в московской гимназии.
1862 – окончил Александровский лицей, посещение Литтре в Париже.
1864 - защитил в Йене докторскую диссертацию, посвящённую социально-политическому устройству Новгородской республики в Средние века.
1866 – возвращение в Россию, занятие политэкономикой и попытка издания «Политического, экономического и финансового журнала».
1874 - женился на Екатерине Александровне Глазенап.
1887 – издание перевода книги «Прошедшее философии» под новым названием «Старая и новая философия».
1888, 9 февраля - был посвящён в степень ученика в парижской русской ложе «Космос» № 288 (ВЛФ).
1888, 23 февраля - возведён в степени подмастерья и мастера-масона.
1894 – 1907, профессор Нового Брюссельского университета.
1904, 29 мая - возобновление членства в ложе.
1908 – 1915, профессор социологии в Психоневрологическом институте в Петербурге.
1908 – 1013, почётный член ложи.
1914 - издание сборника «Новые идеи в социологии» совместно с М. М. Ковалевским.
1915,8 мая - был убит в собственном имении грабителем Дангичевым.

Интересные факты:

- Родовые корни Е. В. де Роберти находились в Испании и Франции. Один прадед Роберти испанский гранд Жак де Кастро де ля Седра поступил на службу к русской императрице Елизавете Петровне. В конце XVIII в. Женился на бельгийке княжне де Крой. Второй прадед французский дворянин Франсуа де Роберти предложил свои услуги Екатерине II. После окончания войны его сын Карл принял русское подданство и служил при дворе Павла I. После его назначения комендантом Ревельской крепости Карл женился на дочери графа де Кастро. Их сын Валентин и Анна Дмитриевна Ермолова стали будущими родителями Евгения Валентиновича де Роберти де Кастро де ля Седра.
- Самым значительным событием лицейских годов было знакомство с графом Григорием Николаевичем Вырубовым, приехавшим из парижского лицея получать высшее образование в России.
- Демократический характер русской высшей школы общественных наук пользовался успехом у русской молодежи, особенно у студентов, исключенных из российских университетов и евреев, которым не разрешалось в них обучаться.

 

Дополнительная информация об авторе:
Материалы в Википедии
Книги автора
Де Роберти Е. В. Политико-экономические этюды. - СПб., 1869. - 251 с.
Наука и метафизика // «Знание». - 1875. - № 5.
Де Роберти Е. В. Социология. Основная задача её и методологические особенности, место в ряду наук, разделение и связь с биологией и психологией. - СПб., 1880.
Де Роберти Е. В. Прошедшее философии. Опыт социологического исследования общих законов развития философской мысли. - Т. 1 -2. - М., 1886
Де Роберти Е. В. Новая постановка основных вопросов социологии. - М., 1909. - 291 с.
Де Роберти Е. В. Энергетика и социология // Вестник Европы. - СПб., 1910.
Де Роберти Е. В. Понятия разума и законы вселенной. - СПб., 1914.
Де Роберти Е. В. Новая постановка основных вопросов социологии: избранные труды / Сост. А. О. Бороноев и М. В. Ломоносова, отв. ред. А. О. Бороноев. - СПб.: Алетейя, 2008. - 495 с.
Де Роберти Е. В. L’inconnaissable, sa métaphysique, sa psychologie. - P., 1889.
Де Роберти Е. В. La philosophie du siècle. - P., 1891.
Де Роберти Е. В. L’éthique. - V. 1 -4. - P., 1896 -1900.
Де Роберти Е. В. Sociologie de l’action. - P., 1908.

Книги