Герберт Маркузе (1898-1979) - немецкий и американский философ, социолог и культуролог, представитель Франкфуртской школы.
Краткая биография:
Родился 19 июля 1898 года, в еврейской семье в Берлине.
Во время Первой мировой войны был призван в немецкую армию.
В 1918 году стал членом солдатского Совета, принимавшего участие в Ноябрьской революции и социалистическом восстании «Союза Спартака» (будущей Коммунистической партии Германии). Сговор руководства Социал-демократической партии Германии с реакционными кругами высшего немецкого генералитета и известие об убийстве фрайкорами Розы Люксембург и Карла Либкнехта, заставил его покинуть СДПГ, в рядах которой он состоял в конце войны. Вместе с тем, Маркузе, в отличие от большинства будущих представителей Франкфуртской школы, сохранил связь с организованным рабочим движением.
После получения степени доктора литературы в 1922 году в Университете Фрайбурга некоторое время проработал в книжной лавке в Берлине.
В 1928 году вернулся в Фрайбург, чтобы продолжить изучение философии под руководством философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера.
Затем испытал влияние фрейдизма и марксизма и стал работать в Институте социальных исследований при университете Франкфурта-на-Майне вместе с Теодором Адорно и Максом Хоркхаймером. Вначале марксизм и фрейдизм не считались близкими учениями, но уже в начале 1930-х годов, когда были опубликованы рукописи молодого Маркса, «франкфуртцы» обнаружили в этих рукописях мысли по многим проблемам, широко обсуждавшимся среди фрейдистов.
После прихода нацистов к власти в 1933 году почти все члены института, в том числе и Маркузе, эмигрировали в США. Для него было большой неприятностью узнать, что значительная часть немецкой интеллигенции, включая его бывшего учителя Хайдеггера, приняла нацизм. «Франкфуртцы» были одними из тех, кто принес в Америку европейские традиции в образовании. Созданная ими в Нью-Йорке «Новая школа социальных наук» действует и сейчас (2007).
Маркузе обратился к исследованию психологии коллектива и личности, его интересовало, как общество может деформировать личность.
После 1945 года работал в Германии экспертом американской разведки по денацификации. Много времени посвятил выяснению, можно ли того или иного человека считать нацистом по убеждению, нацистом ради карьеры (как это сделал его бывший учитель Хайдеггер, вступивший в НСДАП, не желая расстаться с профессорским креслом), или же нацистом, ставшим таковым по принципу «все вступали и я вступал». После того как денацификация стала сворачиваться и разгорелась холодная война, Маркузе ушёл из разведки. Но за это время успел поработать с колоссальным количеством документов.
Особенно его заинтересовала советская пропагандистская и идеологическая литература. По ней Маркузе написал книгу «Советский марксизм», где было изложено подробное описание советского марксизма-ленинизма и его критика, как с точки зрения классического марксизма, так и с точки зрения Франкфуртской школы.
В 1952 году начал преподавательскую карьеру в качестве политического теоретика, сначала в Колумбийском университете, а затем в Гарвардском университете. Работал в Брандейском университете с 1958 по 1965 год, затем - в Калифорнийском университете в Сан-Диего до своей отставки. Во время работы в Брандейском университете написал свою самую известную работу, Одномерный Человек (1964).
В послевоенный период отверг теорию классовой борьбы и марксистскую заботу о труде, вместо этого утверждая, согласно Лешеку Колаковскому, что, поскольку «все вопросы материального существования были решены, моральные заповеди и запреты больше не актуальны». Рассматривал осознание эротической природы человека как истинное освобождение человечества, которое вдохновило утопии Джерри Рубина и других.
Критика Маркузе капиталистического общества нашла отражение в проблемах студенческого движения в 1960-х годах. Из-за его готовности выступить на студенческих акциях протеста и своего эссе Репрессивная толерантность (1965) Маркузе вскоре стал известен в СМИ как «Отец новых левых». Его работа сильно повлияла на интеллектуальный дискурс по изучению популярной культуры и научной-популярной культуры. Много выступал в США и Западном блоке в конце 1960-х и 1970-х годов. Стал близким другом и вдохновителем французского философа Андре Горца.
Маркузе защищал арестованного восточногерманского диссидента Рудольфа Бахро (автора «Альтернатива в Восточной Европе), обсуждая в эссе 1979 года теории Бахро о «переменах изнутри».
Умер 29 июля 1979 года в Штарнберге (Верхняя Бавария).
Книги автора
33 тезиса. (2007)
К ситуации новых левых. (2006)
Конец Утопии. (2004)
Марксизм и феминизм. (2008)
Одномерный человек. М., 1994
Разум и революция. СПб:, 2000
Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М., 2003
Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике. М., 2011