Грабарь Игорь Эммануилович

Грабарь Игорь Эммануилович
Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) - русский и советский художник-живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог. Действительный член Императорской академии художеств (1913). Академик АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Об авторе:

Родился 25 марта 1871 года в Будапеште в семье русинского общественного деятеля Эммануила Грабаря, избранного в конце 1860-х годов депутатом венгерского парламента. Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева. Мать художника, Ольга Грабарь, также занималась русской просветительской деятельностью в Галиции.
Вскоре после рождения сына Ольга Грабарь с детьми уехала в имение отца в Карпатской Руси. Заслужив своей антимадьярской деятельностью репутацию врага государства и правящей династии, Эммануил Грабарь был вынужден бежать в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей князя Сан-Донато П. П. Демидова, а через три года последовал за ними в Париж. В 1876 году Э. Грабарь переехал в Российскую империю и поселился в Егорьевске Рязанской губернии, где, сдав экзамен на право преподавания французского и немецкого языков, стал работать в местной гимназии под фамилией Храбров. В течение 1879-1880 годов в Российскую империю переехали его жена с сыновьями.
Игорь Грабарь с 1880 по 1882 год учился в Егорьевской прогимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя И. С. Тургенева. С 1882 года учился в лицее цесаревича Николая, который окончил в 1889 году с золотой медалью; затем - на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.
В отличие от старшего брата Владимира, ставшего известным юристом, предпочёл карьеру художника. Ещё в Москве посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств. С 1892 года начал заниматься в академической мастерской профессора П. П. Чистякова, а в 1894 году поступил в Императорскую Академию художеств, где в 1895 году начал заниматься в мастерской И. Е. Репина.
В 1896 году уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ажбе. К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899).
В 1901 году вернулся в Российскую империю, участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников», на выставках которых экспонировались его пейзажи и натюрморты.
В 1903-м окончательно переехал в Москву. С этого времени принимал участие в выставках «Мира искусства» в «Салоне» и «Союзе». Его работы выставлялись и за границей - в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др. В 1910-х годах с И. В. Рыльским и И. В. Жолтовским входил в городское жюри, которое проводило в Москве «конкурсы красоты фасадов».
После февраля 1917 года организовал Союз деятелей московских художественных хранилищ и стал его председателем, боролся с расхищением музеев и частных коллекций, работал в музейном отделе Наркомпроса.
После Октябрьской революции также активно занимался живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции. С 1918 года руководил художественно-декоративной частью Малого театра. С августа 1919 года - член Российской академии истории материальной культуры, в экспедициях изучал историю северной русской культуры.
Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа. Много писал об искусстве в журналах - в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял. Он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».
В начале 1913 года Московская городская дума избрала его попечителем Третьяковской галереи - он оставался на этой должности вплоть до 1925 года. Осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (в 1913-м) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты. В основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. В конечном итоге его реформы получили поддержку.
В 1917 году была осуществлена инвентаризация всего собрания и издан каталог галереи с новыми атрибуциями каждого экспоната - для этого были проведены исследования для установления имён изображённых лиц, проведены обмеры и детально исследованы обороты четырёх тысяч произведений. Большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». Под его руководством была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина.
Был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Дружил с женой Льва Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток ушёл со всех ответственных постов и возвратился к живописи. Написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен.
Кроме того, в 1918-1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, инициатором создания которых был.
С 1921 года - профессор Московского государственного университета, где читал курс лекций по теории и практике научной реставрации на отделении искусств. С 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения, картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица».
Был консультантом Учёного совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И. В. Трофимов.
В 1937-1943 годах - директор Московского государственного художественного института (с 1937 - профессор).
В начале 1943 года выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счёт конфискации произведений из музеев Германии и её союзников. Возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. В том же году стал директором Всероссийской Академии художеств и Института живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде.
Осенью 1944 года под его руководством был создан Институт истории искусства и охраны памятников архитектуры при Отделении истории и философии АН СССР (ныне Государственный институт искусствознания). До конца своей жизни возглавлял этот коллектив учёных, задачей которого стала подготовка многотомного издания «История русского искусства» (1954-1962). До последних дней жизни составление и редактирование «Истории» оставалось его основной заботой.
В 1944 году возвратился в качестве научного руководителя в Государственные центральные реставрационные мастерские. Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных им Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.
В 1947 году стал одним из инициаторов проведения реставрационных работ в Андроникове монастыре, а также в организации там Музея древнерусского искусства Андрея Рублёва.
Награды и звания:
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928);
- Народный художник РСФСР (1943);
- Народный художник СССР (1956);
- Сталинская премия первой степени (1941) — за двухтомную монографию «Репин» (1937);
- Два ордена Ленина (1945, 1946);
- Два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1954);
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
- Медаль «В память 800-летия Москвы».
Умер 16 мая 1960 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Книги автора

Грабарь И. Э. История русского искусства. (Т.1. - 1910; Т.2. - 1910-1911; Т.3. - 1912)
Грабарь И. Э. Валентин Александрович Серов. (1914)
Грабарь И. Э. Репин. (1933)
Грабарь И. Э. Репин. В 2-х томах. (1937)
Грабарь И. Э. Моя жизнь. (1937)
Грабарь И. Э. Новооткрытый Рембрандт. (1956)
Грабарь И. Э. Письма, тт. 1-3. (1974, 1977, 1983)
Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. — Составл.: Володарский В. М., вступ с., комментарии. (2001)

Читать далее

Книги