Шершеневич Вадим Габриэлевич

Шершеневич Вадим Габриэлевич

Вадим Габриэлевич Шершеневич (1893-1942) - русский поэт, переводчик. Один из основателей и главных теоретиков имажинизма.

Краткая биография:

Родился 6 февраля 1893 года в Казани. Отец — известный ученый-правовед, депутат I Государственный думы от партии кадетов, мать — оперная артистка.
В Москве Шершеневич закончил знаменитую Поливановскую гимназию (сидел за одной партой с будущим чемпионом мира по шахматам А.А. Алехиным), а затем филологический и юридический (по другим сведениям — математический) факультеты Московского университета.
Первые поэтические сборники Шершеневича «Весенние проталинки» (1911) и «Carmina» (1913) носят отпечаток явного влияния поэзии символистов (главным образом А. Блока).
В 1913 году делает резкий поворот «налево» и оказывается среди эгофутуристов. В этом же году в Москве и Петербурге выходят поэтические сборник Шершеневича «Экстравагантные флаконы» и «Романтическая пудра», исполненные эпатажа и своеобразного эго-футуристического юмора, принимаемого «благонамеренным читателем» за напыщенную глупость.
Первая мировая война, участником которой он был, несколько умерила его творческую активность. Тем не менее «вольноопределяющийся Шершеневич» за годы войны издал несколько книг: сборник стихотворений «Автомобилья поступь», сборник статей о футуризме «Зеленая улица» и поэму в соответствии с модной тогда «теорией монодрамы», именуемую Шершеневича «монологической драмой» — «Быстрь». Вполне справедливо имя Шершеневича в истории русской литературы в первую очередь связывается с имажинизмом. Как поэт Шершеневич максимально реализовался в рамках имажинизма.
В 1920-21 годах его стихи печатаются в многочисленных имажинистских альманахах и сборниках. В 1920-х выходит и лучшая поэтическая книга Шершеневича «Лошадь как лошадь», о которой В. Львов-Рогачевский писал: «...за каталогом образов, за перепевами раскрывается страшное лицо человека, потерявшего душу в современном городе. Здесь есть свое, и это войдет в литературу» (Львов-Рогачевский В.— С.90).
В 1930-е годы написал воспоминания, не без вызова названные «Великолепный очевидец». В полном объеме они увидели свет лишь в 1990 году.
Введение Главлита в 1922 году резко ограничило и без того достаточно умеренную «свободу печати» для «попутчиков», в том числе и для имажинистов. Последний поэтический сборник «Итак итог» Шершеневич издал в 1926 году на свои средства. С этого времени писал стихи лишь от случая к случаю. Занимаелся переводами (Бодлер, Парни, Шекспир), много и успешно работал для театра.
Осенью 1941 года эвакуировался на Алтай. Участвовал в литературных концертах на оборонных заводах и в военных госпиталях Барнаула, писал тексты для агитационных плакатов.
Скончался 18 мая 1942 года, после тяжёлой скоротечной болезни (двустороннего туберкулёза лёгких). Похоронен на Булыгинском кладбище (Барнаул).

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора
Шершеневич В.Г. 2x2 = 5. Листы имажиниста. (1920)
Шершеневич В.Г. Carmina. (1913)
Шершеневич В.Г. А. Кторов. (1929)
Шершеневич В.Г. Автомобильная поступь. (1916)
Шершеневич В.Г. Быстрь. (1916)
Шершеневич В.Г. Весенние проталинки. (1911)
Шершеневич В.Г. Вечный жид. (1919)
Шершеневич В.Г. Гверилья. (1938)
Шершеневич В.Г. Зеленая улица. (1916)
Шершеневич В.Г. Игорь Ильинский. (1927)
Шершеневич В.Г. Итак итог. (1926)
Шершеневич В.Г. Кооперативы веселья. (1921)
Шершеневич В.Г. Крематорий. (1919)
Шершеневич В.Г. Лошадь как лошадь. (1920)
Шершеневич В.Г. Н.М. Бравин. (1927)
Шершеневич В.Г. Одна сплошная нелепость. (1922)
Шершеневич В.Г. Романтическая пудра. (1913)
Шершеневич В.Г. Смешно о кино. (1928)
Шершеневич В.Г. Футуризм без маски. (1913)
Шершеневич В.Г. Шершеневич жмет руку кому. (1924)
Шершеневич В.Г. Экстравагантные флаконы. (1913)
Шершеневич В.Г. Ярон. (1927)

Книги