Шацкий Станислав Теофилович биография и книги
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) — русский и советский педагог-экспериментатор, автор многих трудов по вопросам воспитания.
Свою педагогическую деятельность начал в 1905 году среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где вместе c А. У. 3еленко и другими педагогами создавал первые в России детские клубы. B 1905 году С. Т. Шацкий и А. У. 3еленко открыли в Москве клуб для детей. В 1906 создал общество «Сетлемент», которое в 1908 году было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1910 года руководил обществом «Детский труд и отдых». В 1911 г. основал летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь» (на территории современного города Обнинска). С 1919 по 1932 год руководит трудами первой опытной станции по народному образованию. С 1932 по 1934 год директор Московской консерватории и Центральной педагогической лаборатории.
Об авторе:
Станислав Теофилович Шацкий родился в Воронино Смоленской губернии, происходил из дворянской семьи, многолюдной, с выраженными религиозными настроениями (католицизм). Потом он заметит: «для занятия педагогикой нужен определённый склад души…». В 1885 году он принят в 6-ю Московскую гимназию, считавшуюся на то время одной из лучших в Москве. Воспоминания об учёбе в ней сохранились в книге С. Т. Шацкого «Годы исканий» (Ч.1. «Старая школа»), где он описывает, как в ней шла постоянная война учителей и учеников, ненадолго прерывавшаяся лишь во время экзаменов, когда интересы тех и других сближались. Характерный отрывок: «после учебного года ученики группами идут и жгут или топят учебники». Возможно, поэтому Шацкий потом всю жизнь проводил педагогику сотрудничества, что для того времени было весьма необычно (едва ли не единственным исключением тех лет была школа Л.Толстого).
«Моя педагогическая вера выросла из отрицания того, как меня учили и воспитывали» напишет Станислав Теофилович позднее.
Через восемь лет, в 1893 году, С. Шацкий поступил в Московский университет (сначала на Мехмат, затем переводится на медицинский факультет, но и там долго не задерживается), затем — в Петровскую (Тимирязевскую) сельскохозяйственную Академию. Последний переход объяснялся просто: Шацкий уже решил стать педагогом, при этом за образец для себя считал в то время школу Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, где учащиеся много внимания уделяли труду, особенно на земле, в поле. Поскольку Шацкий считал для себя необходимым всё делать профессионально, то он перешёл в с/х академию на специальность агронома именно для того, чтобы грамотно и умело руководить занятиями своих будущих учеников на земле. В 1905 году он посчитал, что получил необходимые знания, и оставил академию, не окончив её (несмотря на очевидные успехи и приглашения заняться научной работой по данному направлению).
В 1899—1901 годах занимался в Московской Консерватории по классу вокала в классе У. Мазетти. Занятия были настолько успешными, что, хотя он и не окончил Консерваторию, его пригласили в оперную группу Большого театра. В Консерватории он знакомится со своей будущей супругой В. Н. Демьяновой, с которой обвенчался в феврале 1906 года, окончившей её с красным дипломом по классу фортепиано. Но его привлекало иное — педагогика.
Свою педагогическую деятельность С. Т. Шацкий начал с попытки создания частной школы, в чём ему было отказано, поэтому в 1905 году на рабочих окраинах Москвы он вместе c архитектором А. У. 3еленко и другими педагогами создаёт первые в России детские клубы. В 1906 году он организовал общество «Сетлемент» («Поселение» — с англ.), которое в 1908 году было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1910 года руководит обществом «Детский труд и отдых». В 1911 году организовал летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь». В 1917 году состоял членом Московской городской управы, не будучи гласным городской думы. С 1919 по 1932 год по предложению А. В. Луначарского руководил работой первой опытной станции по народному образованию. В 1932—1934 годах руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР и в то же время с 13 февраля 1932 года до своей скоропостижной смерти был директором Московской консерватории.
Умер в Москве 30 ноября 1934 года, похоронен на новом Донском кладбище.
Педагогические сочинения. В 4 т. Т. 1. (djvu) — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962.
Педагогические сочинения. В 4 т. Т. 2. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1964. — включает в том числе «Система русского детского сада»
Педагогические сочинения. В 4 т. Т. 3. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1964.
Педагогические сочинения. В 4 т. Т. 4. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1965.
Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980.
Материал для бесед с маленькими детьми. Выпуск I. Пособие для детских садов. Времена года. Фрукты. Овощи. Гиацинт. Приготовление игрушек / Составлено сотрудниками общества "Детский труд и отдых" под редакцией Л. К. Шлегер и С. Т. Шацкого. — М.: Грамотей, 1913.
Материал для бесед с маленькими детьми. Выпуск III. Пособие для детских садов. Растения / Составлено сотрудниками общества "Детский труд и отдых" под редакцией Л. К. Шлегер и С. Т. Шацкого. — М.: Грамотей, 1914.
«Бодрая жизнь». М., «Грамотей», 1915 г. (дореволюц. орфография, фото) на портале Б-ки им. Ушинского.
«Бодрая жизнь». Впервые опубл.: «Народное образование» («Известия Московской городской думы», 1914, № 5 — 12).
Этапы новой школы. Сборник статей и докладов / Под ред. С. Т. Шацкого. — М.: Работник просвещения, 1923.
Бодрая жизнь. Из опыта детской трудовой колонии. — М.: Госиздат, 1924.
Годы исканий. — М.: Учпедгиз, 1935. — 152 с. — 10 000 экз. (Впервые опубл.: М., «Мир», 1924.)
Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1958.
Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 1.
Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 2.
Работа для будущего / Сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. — М.: Просвещение, 1989
Книги Шацкого Станислава Теофиловича