Эванс-Притчард Эдвард Эван

Эванс-Притчард Эдвард Эван
Эдвар Эван Эванс-Притчард (используется также вариант Эванс-Причард; 1902-1973) - британский социально-культурный антрополог. Представитель структурного функционализма, основатель политической антропологии.

Краткая биография:

Родился 21 сентября 1902 года в Кроуборо (Великобритания). Окончил Винчестерский колледж, Оксфордский университет (Эксетер-колледж) и аспирантуру Лондонской школы экономики, где попал под влияние Бронислава Малиновского.
В первую полевую экспедицию отправился изучать народность занде в Южном Судане. В соответствии со сформулированными Малиновским каноном этнографического исследования Эванс-Притчард выучил язык занде, постоянно проживал в деревне занде и даже обращался к местным колдунам и прорицателям и выполнял их указания.
Некоторое время преподавал в Лондонской школе экономики, в 1930 году отправился на изучение суданских нуэров. Несмотря на объективные сложности в установлении контакта с нуэрами (британская колониальная администрация и нуэры фактически находились в состоянии войны), ему удалось добиться расположения племени - в частности, для того, чтобы добиться уважения скотоводов нуэров, ему пришлось обзавестись несколькими коровами.
Кроме занде и нуэров, Эванс-Притчард также собрал значительный этнографический материал по ануакам, луо, шиллукам и бедуинам.
В 1932 году начал работу в Каирском университете, где познакомился с Мейером Фортесом и Альфредом Радклифф-Брауном и попал под влияние теоретических идей последнего. Кроме него и Малиновского, Эванс-Притчард испытал значительное влияние французской социологической школы.
Две вышедшие в 1940 году монографии и сборник «African Political Systems» заложили основы политической антропологии.
Во время Второй мировой войны Эванс-Притчарда пытался попасть в действующую армию, а после отказа ему удалось убедить африканские племена Судана выступить на стороне Британской империи против оккупировавшей Эфиопию Италии.
В 1944 году перешёл в католицизм.
После войны последовательно преподавал в Кембриджском и Оксфордском университетах, где занимался преимущественно преподаванием и кабинетными исследованиями.
В 1946 году занял пост заведующего кафедрой социальной антропологии Оксфордского университета вместо Радклифф-Брауна.
Исследовал религию, магию, системы родства, брак, политические системы, восприятие пространства и времени и другие аспекты культуры у африканских племён. Наибольший вклад внёс в изучение магии, доказав на примере занде и нуэров, что магия имеет рациональное содержание и часто служит для снятия напряжения в обществе. Большинство более ранних теорий о «примитивности» религий им отвергались как умозрительные и не подтверждённые этнографическим материалом. Также отстаивал отнесение антропологии к гуманитарным, а не к естественнонаучным дисциплинам, а также считал, что антропология должна тесно взаимодействовать с исторической наукой. В работе «The Sanusi of Cyrenaica» Эванс-Притчард осуществил попытку синтеза социально-культурной антропологии и истории.
Несмотря на традиционную идентификацию Эванс-Притчарда как представителя структурного функционализма, его идеи входят в серьёзное противоречие с основными положениями Альфреда Радклифф-Брауна, а сам он негативно отзывался о Брониславе Малиновском и сдержанно - о Радклифф-Брауне («Главный вклад Рэдклифф-Брауна в антропологическую науку состоял в привнесенных им ясных теоретических определениях и заключался в его счастливом умении всегда отобрать нужный термин»).
Умер 11 сентября 1973 года в Оксфорде.

Книги автора

Эванс-Притчард Э.Э. Нуэры: Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. (1985)
Эванс-Притчард Э.Э. Теории примитивной религии. (2004)

Читать далее

Книги