Аничков Дмитрий Сергеевич

Дмитрий Сергеевич Аничков (1733, Троице-Сергиевск — 1788, Москва) — русский философ-просветитель, логик, публицист.

Выходец из семьи подьячего Троице-Сергиевой лавры.
Учёбу начал в лаврской семинарии, в 1755 году в числе шести лучших учеников переведён в новооткрытый Московский университет. Философию изучал у И. Г. Фроманна, математику — у И. И. Роста.
Успешно его окончил в 1761 году и получил звание магистра философии (1762). Продолжил работу в университете, читая лекции по математике, философии и логике; 30 мая 1765 года получил кафедру философии и логики. Его философский курс, сначала читавшийся на латинском языке, был построен на учебниках вольфианцев И. Г. Винклера и Ф. X. Баумейстера; написанное в 1767 году «Слово о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости Божией…» положило начало философскому курсу на русском языке.
С 1762 года по поручению Конференции приступил к составлению учебников по математике; в частности, переводился с латинского на русский язык учебник И. Ф. Вейдлера; начиная с 1765 года было издано более 10 книг по арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии и фортификации, послуживших основой его собственных сочинений, которые способствовали становлению отечественной математической терминологии.

Его диссертация (1769) на соискание профессорского звания называлась «Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания» («Dissertatio philosophica de ortu et progressu religions apud diversas maximeque rudes gentes») и была посвящена выявлению причин возникновения языческих верований. Среди таких причин он называл, в первую очередь, страх перед неизвестными для первобытного человека силами природы, кроме того, фантазии, вымыслы, обман жрецами, а также непонятные феноменальные способности некоторых людей.
В диссертации очевидна эволюция Аничкова от германского умеренного просвещения к более радикальным вариантам просветительства.
Сочинение было критически встречено в учёных кругах, особенно резко против предполагаемой в нём пропаганды атеизма выступили И. Г. Рейхель и московский архиепископ Амвросий; утверждение в профессорском звании по этой диссертации не состоялось.

В 1770 году Аничков начал читать первый в России философский курс этики («учения о нравственности и этике»).
В 1771 году ему было присуждено звание экстраординарного профессора, в 1777 году — звание ординарного профессора логики, метафизики и чистой математики.
Аничков был постоянным членом Вольного Российского собрания при Московском университете.
Им были написаны учебники: «Курс чистой математики», «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», Теоретическая и прикладная тригонометрия", «Начальные основы фортификации и артиллерии», а также сочинения: «Слово о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости божией, и что в нём ничего не бывает по случаю» (1767), «Слово о свойствах познания человеческого и о средствах, предохраняющих ум смертного от разных заблуждений» (1770), «О невещественности души человеческой и из оной происходящего её бессмертия» (1777), «О превратных понятиях человеческих, происходящих из излишнего упования, возлагаемого на чувства» (1779), «О разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих» (1783) и другие.

Аничков также задавался вопросом о назначении философии. Её основная задача для него заключалась в исследовании причин вещей и явлений многогранного мира.
Выступал против материалистического сенсуализма как метода познания и логики. Будучи последователем философии Х. Вольфа, он пытался преодолеть дуалистическую вольфианскую трактовку процесса познания, но, отрицая существование врождённых идей, в вопросе о взаимоотношении души и тела остался дуалистом. Решая проблему соотношения души и тела, склонялся к идее, что первое есть порождение второго и развивается, стареет и гибнет вместе с ним. Высшими авторитетами для себя ставил Ф. Бэкона и Дж. Локка.

По ряду свидетельств, Аничков с 1777 года числился членом одной из масонских лож. Несмотря на творческую плодовитость, большинство рукописей его многочисленных неопубликованных трудов сгорели при пожаре.

Умер 12 мая 1788 года в Москве.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора
Аничков Д.С. Слово, на торжественный день тезоименитства... великия государыни Екатерины Алексеевны... (1762)
Аничков Д.С. Слово на высокоторжественный день восшествия на всероссийский престол императорскаго величества, всепресветлейшия, державнейшия великия государыни императрицы Екатерины Алексеевны, самодержицы всероссийския. (1767)
Аничков Д.С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ея безсмертии. (1777)
Аничков Д.С. Слово о превратных понятиях человеческих, происходящих от излишняго упования, возлагаемаго на чувства. (1779)
Аничков Д.С. Слово о разных причинах, не малое препятствие причиняющих в продолжении познания человеческаго. (1774)
Аничков Д.С. Слово о разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих. (1783)
Аничков Д.С. Слово о свойствах познания человеческаго и о средствах предохраняющих ум смертнаго от разных заблуждений. (1770)
Аничков Д.С. Начальныя основания алгебры, или арифметики литеральной. (1781)
Аничков Д.С. Начальныя основания фортификации, или военной архитектуры. (1787)
Аничков Д.С. Теоретическая и практическая арифметика. (1793)
Аничков Д.С. Теоретическая и практическая геометрия. (1780)
Аничков Д.С. Теоретическая и практическая тригонометрия. (1787)

Аничков Д.С. Философическое разсуждение о начале и произшествии натуральнаго богопочитания у разных а особливо невежественных народов. (1769)
Читать далее

Книги