Флоровский Георгий Васильевич

Флоровский Георгий Васильевич
Георгий Васильевич Флоровский (1893-1979) - православный священнослужитель русского происхождения, протоиерей; религиозный мыслитель, богослов, философ и историк. Деятель экуменического движения и один из основателей Всемирного совета церквей.

Краткая биография:

Родился 9 сентября 1893 года в Елисаветграде, в семье православного священника. Брат Антония Флоровского.
В 1894 году семья переехала в Одессу, где отец получил место настоятеля кафедрального собора и ректора Одесской семинарии.
Будучи школьником, изучал английский, немецкий, французский, латынь, греческий и иврит.
В 1916 году окончил историко-филологический факультет Императорского Новороссийского университета (ныне - Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова), где изучал также историю философии и естествознание. Будучи студентом, как многие его современники, в годы войны и революции искал осмысления реальности на путях философии.
В 1920 году был утверждён в звании приват-доцента Новороссийского университета, но тогда же эмигрировал, вначале в Болгарию, а затем - в Прагу, где в те годы нашли приют многие представители русской интеллигенции.
В 1922 году в Праге женился на Ксении Ивановне Симоновой.
С того же года преподавал на Русском юридическом факультете Карлова университета и в Высшем коммерческом институте, где читал курс истории русской литературы.
В 1923 году защитил магистерскую диссертацию по теме «Историческая философия Герцена». В Праге состоял в «Братстве святой Софии», основанном прот. Сергием Булгаковым, с которым впоследствии радикально разойдётся во взглядах. Там же, наряду с Н. С. Трубецким, П. Н. Савицким, П. П. Сувчинским и др., стал одним из основателей евразийского движения и участвует в сборнике-манифесте «Исход к Востоку» (1921). Впрочем, его связь с этим учением продлилась недолго: он принял участие ещё в двух евразийских сборниках («На путях», Берлин, 1922; «Россия и латинство», Берлин, 1923), после чего, войдя в идейный конфликт с лидерами движения, окончательно порвёт с ним после публикации в 1928 году его статьи «Евразийский соблазн». В 1923 году принял участие в работе первого организационного съезда Русского студенческого христианского движения в мест. Пшеров (Чехословакия).
В 1920-е годы устанавливается также дружба Флоровского с Н. А. Бердяевым, которая, однако, впоследствии несколько охладится в связи с неприятием Флоровским философии Бердяева и её решительного осуждения им в «Путях».
В 1926 году переехал в Париж, приняв приглашение на кафедру патрологии в только что открывшемся там Богословском институте.
В 1931 году был рукоположён в сан диакона, а в 1932-м - в сан священника митрополитом Евлогием (Георгиевским), Патриаршим Экзархом Западной Европы Константинопольского Патриархата.
Годы преподавания в Париже оказались самыми плодотворными в жизни о. Георгия: именно тогда он опубликовал две книги об отцах («Восточные отцы IV века» и «Византийские отцы V—VIII вв.») и «Пути русского богословия».
Будучи историком, всегда отвергал тупое поклонение прошлому как таковому. Его основной заботой было не идолопоклонство прошлому, а проблемы настоящего. Психологическим импульсом, вдохновлявшим Флоровского при написании книг, было отвержение так называемой «софиологии» во всех её видах, особенно в трудах её главных представителей, В. С. Соловьёва, С. Н. Булгакова и о. Павла Флоренского. Русская софиология представлялась ему разновидностью немецкого идеализма, своеобразным гностицизмом и вообще незаконным использованием философии для выражения христианских догматов.
Летом 1939 года, вскоре после окончания работы над «Путями…», о. Георгий Флоровский был в Белграде, где его застало начало войны. Склад издательства был сожжён немецкими бомбами, и книга стала библиографической редкостью. Проведя в Югославии годы войны, о. Георгий в 1944 году оказался в Праге у брата, а в 1945 ему удалось вернуться в Париж. Поскольку кафедра патрологии была занята архимандритом Киприаном (Керном), преподавал нравственное богословие.
В сентябре 1948 года по приглашению митрополита Американского Феофила (Пашковского) переехал в Нью-Йорк, где стал профессором, а затем и деканом Свято-Владимирской духовной семинарии.
В экуменическом движении его признавали почти единоличным и самодостаточным голосом Православия. В этом качестве он, будучи членом исполнительного комитета вновь организованного Всемирного совета церквей, стал одним из основных его создателей.
Признанным авторитетом протоиерей Георгий Флоровский стал не только в церковных и экуменических кругах. Слависты и историки России, знакомые с «Путями…», признали его исторические заслуги и исключительную эрудицию. В 1954 году избран президентом Национального совета церквей в США. С 1956 по 1964 год - профессор церковной истории в Гарвардском университете. Почетный доктор наук Бостонского университета (1950).
На протяжении долгого времени был деканом Свято-Владимирской семинарии. Его преемником стал протоиерей Александр Шмеман. Опубликованная переписка двух выдающихся богословов показывает внутренние причины их конфликта и принципиально разных взглядов на суть церковного образования. «Флоровскому всегда легче было работать со студентами, у которых были серьезные интеллектуальные запросы, Шмеман же умел работать со всеми».
В 1964 году вышел на пенсию и переехал в Принстон, где работал приглашённым профессором на кафедре славистики и богословия Принстонского университета.
Скончался 11 августа 1979 года в Принстоне.
 

Дополнительная информация об авторе:
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Книги автора
Флоровский Г.В. Догмат и история. (1998)
Флоровский Г.В. Жил ли Христос? (1991)
Читать далее

Книги