Зорин Леонид Генрихович

Леонид Генрихович Зорин (настоящая фамилия — Зальцман) — русский писатель и поэт, переводчик, драматург, сценарист. Родился 3 ноября 1924 года в Баку. В 1946 году окончил Азербайджанский университет им. С.М.Кирова, в 1947 году – заочное отделение Литературного института им. А.М.Горького. Первая книга стихов Зорина (1934) была замечена Горьким (статья "Мальчик").  С 1948 Зорин живет в Москве, где в 1949 году на сцене Малого театра была поставлена его первая пьеса – "Молодость", а в 1953 году – сатирическая пьеса "Откровенный разговор". Пьеса Зорина "Гости" (1954), резко обличавшая социальную несправедливость, господство бюрократии, была подвергнута широкомасштабной критике за «одностороннее» изображение советской действительности. В пьесе "Чужой паспорт" (1957), поднимающей вопрос о честности и правдивости как неотъемлемых качествах настоящего коммуниста, по сути, вновь возникает проблема ответственности правящего слоя перед народом, но уже в аспекте, который отныне станет определяющим в творчестве Зорина – нравственном, этическом, диктующем, по мысли автора, весь строй мыслей и поведения человека и всего социума. В этом же русле – и постановка Зориным актуальной в отечественной литературе второй половины 1950–1970-х годов (в т.ч. в пьесах В.С.Розова, «городской» прозе Ю.В.Трифонова и др.) проблемы борьбы высоких моральных начал с «мещанством» и «вещизмом» в сознании «части» советских людей (пьеса "Конец и начало", другое название "Светлый май", 1957), и одно из первых литературных разоблачений беспринципности в научной среде (комедия "Добряки", 1958), и лирические драмы – о становлении характера юного современника ("Увидеть вовремя", 1960) и противостоянии честности и карьеризма в острый период 1934–1961 (пьеса "Друзья и годы", 1961). Среди многочисленных последующих пьес Зорина:"По московскому времени (1961), ряд лет не сходившая с советской сцены," Палуба" (1963), "Римская комедия" (1964), подвергавшаяся цензурной редактуре из-за прозрачных намеков, справедливо усмотренных в критической постановке проблемы взаимоотношения художника и власти «далекого прошлого» и обосновании принципа их несовместимости; историко-документальные, отличающиеся «объективностью и терпимостью в показе противоборствующих лагерей, а также нравоописательные, как на историческом, так и на современном материале, пьесы "Декабристы", "Энциклопедисты" (обе 1966), "Серафим, или Три главы из жизни Крамольникова" (1967), "Коронация" (1968), "Стресс" (1969), "Медная бабушка" (1970), запечатлевшая тягостные дни Пушкина в аспекте уже обозначенной Зориным дилеммы противостояния зависимого, опутанного бытом творца и власти; "Театральная фантазия" (1971); "Транзит" (1972); "Покровские ворота" (1974); "Царская охота" (1974, постановка 1977; по трем последним сняты одноименные кинофильмы); "Незнакомец" (1976); "Измена" (1978); "Карнавал" (1981); "Счастливые строчки Николоза Бараташвили" (1984); "Пропавший сюжет", "Цитата"(обе 1985). Поставленная в конце 1960–1970-х годов во всех театрах страны "Варшавская мелодия" (1966) явилась этапной в истории современной отечественной драматургии не только в силу своей относительной литературно-сценической новизны (действие с неослабевающим напряжением держится на монологах и диалогах двух персонажей), но и благодаря актуальности и остроте поднятой в ней проблемы – права полюбить человека иной государственной принадлежности (любовь польской девушки Гели и русского юноши Виктора, которую они пронесли через всю жизнь, не смогла привести их к счастливой совместной жизни из-за закона, принятого в СССР после войны и запрещающего браки с иностранцами). Так обнажается лейтмотивная (и концептуально оптимистичная) мысль Зорина об искажении властью, системой естественной человеческой природы. Мелодраматическое начало, тонкая (и в то же время «крупнокадровая» и конфликтно-контрастная) психологическая нюансировка, мягкая ностальгическая тональность, пронизанная печалью и юмором, особенно отличающая зрелое творчество писателя, способность драматурга чутко реагировать на «болевые точки» сегодняшнего бытия, его широкая эрудиция, склонность к свободным культурно-историческим реминисценциям и параллелям, к литературным новациям и жанровому разнообразию (что отчасти обозначил и сам автор, подразделяя свои пьесы на «исторический театр», «лирическую трилогию», «задумчивые комедии» и т.п.) обеспечили Зорину одно из ведущих мест в развитии современного отечественного театра. Зорин выступает также как киносценарист (главным образом по собственным пьесам, в т.ч. фильмов), переводчик, публицист и театральный критик. Его перу принадлежат романы "Старая рукопись" (1980), "Странник" (1984), "Злоба дня" (1992), повесть "Главная тема" (1981), книга мемуаров "Авансцена" ("Записки драматурга", 1995), и ряд рассказов, в которых также основной является драматургически острая тема противостояния «естественного» человека (и народа) бесчеловечной системе управления, подкрепляемая неизменной верой Зорина в нравственную победу и окончательный (в исторической перспективе) приоритет «добра».
 

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора
Зорин Л.Г. Азовское море. (1952)
Зорин Л.Г. Алпатов. (1957)
Зорин Л.Г. Варшавская мелодия. (1967)
Зорин Л.Г. Вечер воспоминаний. (1951)
Зорин Л.Г. Декабристы. (1968)
Зорин Л.Г. Добряки. (1973)
Зорин Л.Г. Друзья и годы. (1962)
Зорин Л.Г. Избранное. Т. 1-2. (1986)
Зорин Л.Г. Измена. (1978)
Зорин Л.Г. Карнавал. (1982)
Зорин Л.Г. Молодость. (1949)
Зорин Л.Г. Незнакомец. (1978)
Зорин Л.Г. Откровенный разговор. (1953)
Зорин Л.Г. Палуба. (1965)
Зорин Л.Г. По ком звонит колокол. (1977)
Зорин Л.Г. По московскому времени. (1961)
Зорин Л.Г. Покровские ворота. (1975)
Зорин Л.Г. Пропавший сюжет; Цитата. (1988)
Зорин Л.Г. Прощание. (1959)
Зорин Л.Г. Римская комедия. (Дион). (1982)
Зорин Л.Г. Светлый май. (1959)
Зорин Л.Г. Серафим, или Три главы из жизни Крамольникова. (1967)
Зорин Л.Г. Союз одиноких сердец. (1991)
Зорин Л.Г. Театральная фантазия. (1974)
Зорин Л.Г. Увидеть вовремя. (1960)
Зорин Л.Г. Царская охота. (1981)
Зорин Л.Г. Цитата. (1986)
Зорин Л.Г. Чемпионы. (1960)

Зорин Л.Г. Энциклопедисты. (1962)