Диттерсдорф К.

ДИ́ТТЕРСДОРФ, Диттерс фон Диттерсдорф (Ditters von Dittersdorf) Карл (2 XI 1739, Вена – 24 Χ 1799, Нёйхоф, Богемия) – австр. композитор. С раннего детства виртуозно играл на скрипке. В 12-летнем возрасте был причислен к капелле принца Заксен-Хильдбургхаузенского в Вене, где получил разностороннее общее и муз. образование. Теорией музыки и композицией занимался у итал. композитора Дж. Бонно. С 1761 играл в оркестре Венской придв. оперы, где познакомился с К. В. Глюком. В 1763 вместе с Глюком совершил поездку в Италию, с большим успехом выступил там как скрипач. С 1765 был капельмейстером у епископа Гросвардейнского в Венгрии, сменив на этом посту М. Гайдна. В 1769–95 Д. руководил капеллой князя-епископа Бреславльского в Йоханнисберге. Этот период – наиболее плодотворный в биографии композитора. Поддерживая постоянную связь с Веной, Д. сближается с виднейшими музыкантами своего времени, в т. ч. с Й. Гайдном, В. А. Моцартом. Его творчество получает высокое признание в Австрии и др. европ. странах. Последние годы жил уединённо в замке австр. магната.

Д. был автором многочисл. инстр. произв. (симфонии, дивертисменты, серенады, квартеты, концерты, сонаты для разных инструментов), опер на нем. и итал. либретто, ораторий, песен, церк. музыки. В области инстр. музыки Д., несмотря на известное влияние творчества Й. Гайдна и В. А. Моцарта, примыкает к стилю т. н. ранней венской школы. Лёгкость, изящество письма, мелодич. доступность тем произв. Д. доставили композитору широкую популярность у современников. Особенно привлекательны его менуэты, в к-рые Д. вводил элементы нем. нар. танца – лендлера. Нек-рые инстр. сочинения Д. носят программный характер (цикл симфоний по "Метаморфозам" Овидия, из к-рых три были изданы при жизни композитора, Вена, 1785). Историч. значение творчества Д. определяется гл. обр. его комич. операми, в к-рых он сочетал характерные для отечеств. зингшпиля образы и песенный строй интонаций с развитыми муз. формами итал. оперы-буффа. Наиболее удачная из них – "Доктор и аптекарь" (пост. 1786, Вена) принадлежит к лучшим образцам австр. зингшпиля. Вместе с тем бóльшая часть сочинений Д. оказалась недолговечной из-за легковесности содержания и некоторой эклектичности стиля. Его автобиография издана в 1799, 1909 (нов. изд. К. von Dittersdorf, Lebensbeschreibung, Lpz., 1940). Написал также очерки по вопросам оперной эстетики.

Соч.: оперы – Доктор и аптекарь (1786, Вена), Счастливый обман, или Услужливые дýхи (Betrug durch Aberglauben, Вена, 1786), Любовь в сумасшедшем доме (Liebe im Narrenhause, 1787 или 1788, там же), Красная шапочка (Das rothe Kaeppchen, 1788, там же), Привидение с барабаном (Das Gespenst mit der Trommel, 1794), Дон Кихот Второй (Don Quixote der Zweyte, 1795), Виндзорские проказницы (Die lustigen Weiber von Windsor, 1796), Ярмарка невест (Der Mädchenmarkt, 1797) и др. оперы и зингшпили; для орк. – свыше 100 симфоний (6 симфоний ор. 1, 1766; 6 симфоний ор. 4, 1767; 3 симфонии ор. 5, 1768–69; 3 симфонии ор. 6, 1773; 4 симфонии ор. 7, 1773; 3 симфонии ор. 8, 1773, и др.; обозначение опусов принадлежит издателям); Большой концерт для 11 инструментов (1766); камерно-инстр. ансамбли – 12 трио для 2 скр. и баса, 6 струн. квартетов (1788), 6 квинтетов для 2 скр., альта, влч. и контрабаса (1782), 6 квинтетов для 2 скр., альта и 2 влч. (1789), и др.

Лит.: Krebs С., Dittersdorfiana, В., 1900 (со списком сочинений); Riedinger L., Dittersdorf als Opernkomponist, "StMw", 1914; Kretzschmar H., Vom alten Dittersdorf, Gesammelte Aufsätze, [Bd] I, Lpz., 1932; Abert H., W. A. Mozart, Bd 2, Lpz., 1956, S. 343–44.

Ю. В. Келдыш.

Музыкальная энциклопедия