Спиноза Бенедикт

Спиноза Бенедикт

Бенедикт Спиноза (имя при рождении Барух Спиноза‏‎; 1632-1677) - нидерландский философ-рационалист и натуралист еврейского происхождения. Один из главных представителей философии Нового времени.

Краткая биография:

Родился 24 ноября 1632 года в Амстердаме, в семье купца, принадлежащей к еврейской общине. В 1654 году, после смерти отца, возглавил семейное дело.
Большое влияние на него оказал наставник по латинскому языку Ван ден Энден, являвшийся последователем Ванини.
В 1656-м руководителями еврейской общины Амстердама Спиноза был подвергнут «великому отлучению» за вольнодумство. Спасаясь от преследований, жил в деревне, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз.
Позднее переехал в предместье Гааги - Рейнсбург. В процессе борьбы против олигархического руководства еврейской общины Спиноза стал противником иудаизма. Являлся сторонником республиканского правления и противником монархии.
Написал философские работы «Богословско-политический трактат» и «Этика». В них утверждал, что мир - закономерная система, которая может быть до конца познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, - единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя, а человек - часть природы. Оказал большое влияние на развитие атеизма и материализма.
Видел в математике (геометрии) идеал науки; все положения его системы изложены more geometrico, из аксиом и определений делаются выводы.
Философия Спинозы, имеющая свой источник в Декарте и отражающая на себе влияние древних элеатов и стоиков, представляет сочетание рационализма с пантеистическим мистицизмом. Существует только одна субстанция (Бог), состоящая из бесконечного множества атрибутов. Бог - natura naturans (с лат. - «природа производящая»), то есть внутренняя (имманентная) причина всего сущего; мир - самопознание Божества (natura naturata). В двух атрибутах, в которых Божество познаётся человеком, в протяжённости и мышлении, присутствует тождество, то есть порядок и связь идей тождественны с порядком вещей. Человеческое мышление, на низших своих ступенях недостаточное и подчинённое страстям, может и должно возвыситься до адекватного познания вещей в их божественной необходимости (Sub specie aeternitatis), а это приводит к высшей добродетели, к «интеллектуальной любви к Богу». Счастье заключается в познании, в душевном успокоении, исходящем из созерцания Бога.
В «Теолого-политическом трактате» (1670) защищает свободу научно-критического исследования библейского текста и преданий.
В мае 1670-го переехал в Гаагу, где оставался вплоть до своей смерти.
В 1673 году отказался от приглашения пфальцского курфюрста занять кафедру философии в Гейдельбергском университете, аргументируя это боязнью потерять свободу в высказывании мыслей.
В 1675 году закончил «Этику» - труд, который в систематизированной форме содержит все основные положения его философии, но после того как в 1672 году братья де Витт в результате государственного переворота потеряли власть и были убиты, он не решился опубликовать его, хотя рукописные копии ходили в кругу ближайших друзей.
В 1675 году познакомился с немецким математиком Эренфридом фон Чирнгаусом, а в 1676-м остановившийся в Гааге Готфрид Лейбниц несколько раз посетил Спинозу.
Умер 21 февраля 1677 года, от туберкулёза (болезнь, которой он страдал в течение 20 лет, невольно усугубляя её вдыханием стекло-абразивной микропыли при шлифовке оптических линз и курением, табак считался тогда лечебным средством), ему было всего 44 года. Тело сначала похоронили 25 февраля, но вскоре перезахоронили в общей могиле.

Дополнительная информация об авторе:
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Книги автора
Спиноза Б. Избранные произведения: в 2-х томах. (1957)
Спиноза Б. Сочинения. В 2-х томах. (1999)
Спиноза Б. Трактат об очищении интеллекта. (1914)
Читать далее

Книги