Кюи Цезарь Антонович

Кюи Цезарь Антонович - композитор, военный инженер и учёный. Родился 18 января 1835 года в Вильно (ныне Вильнюс, Литва). После окончания местной гимназии поступил в Николаевскую инженерную академию в Петербурге, с которой связана большая часть его жизни. В 1891 году получил здесь должность профессора. В числе его учеников были императоры Александр III и Николай II, полководец М. Д. Скобелев и многие другие знатные люди. Кюи принадлежат ряд капитальных трудов по фортификации. Музыкой занимался ещё в Вильно под руководством польского композитора С. Монюшко. Завершил музыкальное образование самостоятельно. Во многом Кюи помогло общение с М. А. Балакиревым и кружком «Могучая кучка», членом которой он стал. Как композитор Кюи тяготел преимущественно к вокальной музыке. Он создал 14 опер. Первую, «Кавказский пленник», начал писать в 1857 году, а закончил в 1882 году. За этот период Кюи сочинил оперы «Сын мандарина» (1859 год), «Вильям Ратклиф» (1869 год), «Анджело» (1876 год). Две оперы — «Пир во время чумы» (1901 год) и «Капитанская дочка» (1911 год) — написаны по произведениям А. С. Пушкина. Кроме того, Кюи обращался и к редкому в то время жанру детской оперы: «Снежный богатырь» (1906 год), «Красная шапочка» (1911 год), «Кот в сапогах» (1915 год). Композитор — автор почти 300 романсов, среди которых такие шедевры, как «Сожжённое письмо» и «Царскосельская статуя» на стихи Пушкина. Кюи закончил незавершённые оперы своих друзей по «Могучей кучке»: «Каменный гость» А. С. Даргомыжского и «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского. С 1864 года, Кюи много выступал в печати как музыкальный критик, пропагандируя творчество членов балакиревского объединения. Произведения композитора отличаются изяществом, мелодичностью и вместе с тем глубиной и страстностью. Умер 26 марта 1918 г. в Петербурге.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора

Cui C. La musique en Russie. (1880)
Кюи Ц.А. Избранные статьи. (1952)
Кюи Ц.А. Избранные статьи об исполнителях. (1957)
Кюи Ц.А. История литературы фортепианной музыки — А. Рубинштейн. (1889)
Кюи Ц.А. Музыкально-критические статьи. Т.1. (1918)
Кюи Ц.А. Русский романс: очерк его развития. (1896)