0

Мюссе Альфред де


[Alfred de Musset, 1810—1857] — французский поэт. Происходил из старинной дворянской семьи. В 1830 выпустил первый сборник стихотворений и поэм "Сказки Испании и Италии" (Contes d'Espagne et d'Italie), заслуживший приветствия романтической критики и похвалу Пушкина. К 1833—1834 относится близость М. с Жорж Санд, послужившая темой для множества западных "диссертаций" и романов. После 1844 М. почти не пишет. В 1852 М. избран в Академию. В 1853 М. написал, но не решился напечатать стихотворение "Сон Августа", где прославлял Наполеона III и декабрьский переворот. В первый период своего творчества поэт охотно следовал романтической эстетике, отвергая старый классический стих с условностями его построения и антично-мифологической образностью, увлекаясь разработкой красочного экзотического сюжета. В сборнике "Contes d'Espagne et d'Italie" отразились социально-политическая реакционность, дендизм, пресыщенность, высокомерная ирония погибающего дворянства, изверившегося в Реставрации и устрашенного перспективой новой революции. Скорбя о гибели своего класса ("О, царица, царица небес! мать любви, благородная, бледная красота, кроткая Аристократия, дочь богатства... о ты, которую забыли, которую наша бедная Франция так любила в былые дни"), М., однако, не был сторонником Бурбонов, свергнутых этой новой революцией, он примыкал к орлеанистскому дворянству. Дело в том, что "при Луи-Филиппе господствовала не буржуазия, а одна ее фракция, так наз. финансовая аристократия... собственно промышленная буржуазия составляла часть официальной оппозиции, т. е. была представлена в палатах только как меньшинство... Мелкая буржуазия во всех ее ступенях, равно как и крестьянский класс совершенно исключались от политической власти" (К. Маркс). Такая монархия была конечно для наиболее трезвых представителей дворянства — для его орлеанистской группы — самым лучшим из возможных последствий, июльской революции, угрожавшей выбить этот класс из его последних позиций. И понятно, что как аристократ и идеолог этой группы Мюссе испытывал крайнюю враждебность к социально-политической активности мелкой буржуазии. Он занимал позицию, резко враждебную мелкобуржуазному романтизму, порвал с Гюго, следуя примеру Виньи, каялся, что "оскорблял" французский яз., высказывал теперь симпатии к классицизму и как типичный представитель дворянского романтизма во многом следовал в своем творчестве за классиками.

Так часто заявлявший о своей политической нейтральности, Мюссе в целом ряде произведений объявлял себя поэтом Июльской монархии. За это поэт "удостаивался" монарших подарков и служебных синекур. Видя в Июльской монархии одно время оплот против грядущей революции, Мюссе деятельно нападал на врагов этой монархии. В драме "Лорензаччио" (Lorenzaccio, 1834), лучшем своем драматическом произведении, он высказывается против террористических актов. М. нападал как на республиканцев, так и на учения утопического социализма — на фурьеризм ("Дюпон и Дюран"), но против легитимистов не выступал. В конце 30-х гг., по мере все возраставшего недовольства, охватывавшего промышленную буржуазию и мелкобуржуазные группировки, Мюссе начал разочаровываться в Июльской монархии, чувствуя ее слабость. Пессимистические мотивы становятся преобладающими в творчестве Мюссе. Социальная обреченность поэта сказалась в отрицании активности и воспевании героической смерти.


Девериа. Мюссе в костюме пажа

Поэт скорбел о том, что не родился в языческой Элладе, не жил в эпоху итальянского Возрождения или в эпоху Людовика XV и его куртизанок (новелла "Мушка" — "La Mouche"). Эти эпохи представлялись М. золотым веком человечества, царством беззаботной эротики, красоты и искусства, где патриархально-идиллический строй увенчан жизнерадостным монархом и цементирован христианской религией. Современную буржуазную действительность М. воспринимал в образе хаотических обломков рухнувшего великого прошлого. Несмотря на свое "религиозное неверие", о котором М. любил заявлять (вторая "нейтральность"), он активно утверждал в своем творчестве религиозное начало и скорбел об упадке христианства в современности как о "болезни века", порожденной разрушительным материализмом Вольтера и Великой французской революцией ("Исповедь сына века" — "La confession d'un enfant du si?cle", 1835).


Jazet. Иллюстрация к "Исповеди" Мюссе (Париж, 1891)

Испытывая недовольство буржуазной действительностью, та группа нисходящего дворянства, поэтом которой являлся М., была бессильна встать на путь активной защиты своего пассеистического социального идеала и, отстраняясь с аристократическим презрением от социально-политической борьбы, замыкалась в мире эстетизма и эротики. Даже изображая людей творчески одаренных, М. проповедовал пассивизм: в рассказе о создании картины он активности творчества предпочел пассивность наслаждения ("Сын Тициана"). Искусство для М. — только ступенька к любви, только служение последней, являющейся единственным символом веры его праздно-паразитической группы. Но поэтизация беззаботной чувственности денди ("Мардош", "Намуна") постепенно уступала место мрачной лирике любовных измен, сердечных страданий, грустных размышлений о любви, омраченных социальным пессимизмом поэта ("Декабрьская ночь" — "Nuit de d?cembre"). Постепенно M. отошел от языческого гедонизма. В стихотворении "Надежда на бога" (Espoir de Dieu, 1838) M. рассказал о долгой борьбе языческого и христианского начал в его душе и о победе начала христианского. Объективно такой перелом в творчестве М. свидетельствовал о ликвидации остатков антибуржуазного бунтарства и о попытке полного примирения с буржуазной действительностью. Произведения М. становятся литературой буржуазной реакции, и салонная комедия М. "Каприз" [1837] имеет в 1847 шумный успех у буржуазных зрителей, открывая дорогу постановке других комедий М. Наибольшее художественное значение имеет лирика Мюссе, отличающаяся сжатым, образным и мягко-певучим стихом, полным неожиданной смены настроений, огромного эмоционального подъема и резкого вторжения иронии и скептицизма.


Факсимиле рисунка Альфреда Мюссе

М. считал основным в искусстве передачу читателю своего душевного волнения; отсюда стремление М. к выработке точных интонаций, обычно пропадающих при переводе. Несмотря на высокую одаренность М., творчество его, представителя нисходящего класса, реакционное по своей природе, примиренческое в отношении крупной буржуазии и враждебное в своем аристократизме трудовым массам, имеет для нас лишь значение исторического документа.

Библиография: I. На русск. яз.: Ролла, перев. Н. Грекова, М., 1864 (есть перев. В. Буренина в "Вестнике Европы", 1872, кн. X); Исповедь сына века, Фридерик и Бернеретт, Повесть, СПБ, 1871 (есть изд.: М., 1894, и СПБ, 1900; последнее изд. в серии романов "История молодого человека XIX ст.", под ред. М. Горького и А. Виноградова, изд. Журнально-газетного объединения, М., 1932); Уста и чаша, Драм. поэма, перев. А. Мысовской, СПБ, 1891; Мардош, Поэма, СПБ, 1892; Лорензаччио, Драма в 5 д., перев. Г. Рачинского и Л. Заблоцкой, изд. "Универсальной биб-ки" Антик, М., 1911; Ночи, перев. А. Облеухова, М., 1895; Сын Тициана, СПБ, 1898; Избр. стихотворения, изд. "Об-ва распространения полезных книг", Москва, 1900; Избр. сочинения в перев. А. Чешихина и др., СПБ, 1901; Сын Тициана. Мушка, перев. Н. Соболевского и Л. Тепловой, Гиз, Москва, 1923; отдельные стихотворения M. переводили И. Тургенев, П. Вейнберг, В. Курочкин, А. Апухтин, В. Брюсов и мн. др.; Oeuvres compl?tes d'A. de Musset, ?d. Charpentier, Garnier, etc.; Correspondance (1827—1857) recueillie et annot?e par Leon S?ch?, ?d. "Mercure de France", P., 1907; Ouvres compl?mentaires, ?d. "Mercure de France", P., 1910; Oeuvres compl?tes, 2 vv., P., 1922.

II. Бpандес Г., A. де Мюссе, "Русская мысль", 1886, VII; Де Ла Барт Ф., Разыскания в области романтической поэзии и стиля, т. I, Киев, 1908; Щепкина-Куперник Т., А. де Мюссе (Набросок), "Современник", 1911, ?; ??иче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912; Брюсов В., Полное собр. сочин. и переводов, т. XXI. Французские лирики XIX в., СПБ, 1913, стр. 51—54 (переводы из М.), 249—251 (критико-биографический очерк); Фаге Л., Девятнадцатый век, Москва, 1901 (этюд о Мюссе). Вступ. ст. А. Виноградова к "Исповеди сына века", серия романов "История молодого человека", М., 1932; Bourg et P., Sociologie et litt?rature, P.; Paul de Musset, Biographie d'A. de Musset, ?d. Charpentier, P., 1877; Barine ?., A. de Musset, Paris, 1893; Lafousсade, Le th??tre d'A. de Musset, Paris, 1901; Correspondance de Georgе Sand et d'Alfred de Musset, Bruxelles, 1904; S?ch? L., A. de Musset d'apr?s des documents in?dits, 2 vv., Paris, 1907; Dumoulin M., Les anc?tres d'A. de Musset, P., 1911; Donnay M., A. de Musset, 1914; Suar?s A., A. de Musset au th??tre, P., 1923; Croce В., Poesia e non poesia, 1923 (нем. перев.: Poesie und Nichtpoesie, Z?rich, 1925); Henriot E., A. de Musset, Paris, 1928; Est?ve Ed., Byron et le romantisme fran?ais, P., 1929.

III. Spoelberch de Lovenjoul, ?tude critique et bibliographique sur les ?uvres d'Alfred de Musset, Paris, 1867.

Ю. Данилин

Литературная энциклопедия в 11 томах

Книги (2)
Нет ни одного отзыва