0

Семёнова М.

СЕМЁНОВА Марина Тимофеевна [р. 30.5(12.6).1908, Петербург), сов. артистка, педагог. Нар. арт. СССР (1975). В 1925 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог А. Я. Ваганова; впоследствии под её руководством совершенствовала свои осн. партии, творчески претворяла методы Вагановой в своей педагогич. работе). Ученицей С. исполняла в концертах уч-ща гл. партии из балетов "Коппелия", "Тщетная предосторожность", а также (на выпуске) "Ручей" Делиба; на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета выступила в партиях Повелительницы дриад ("Дон Кихот"), принцессы Флорины. В 1925–30 в труппе этого т-ра. Партии: Одетта – Одиллия; Никия ("Баядерка"), Аврора; Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Раймонда, Жизель. В 1930–52 в Большом т-ре. С. – выдающаяся представительница советской школы классич. танца. Её иск-во отличали виртуозность, ясность, чистота классич. танца, высокая музыкальность, "певучесть" всех движений, редкая гармония силы с изяществом, грацией и красотой. Стремительность вращений, широта и эластичность прыжков, пластич. выразительность поз С. были образцами академич. профессионализма и в то же время типично её особенностью. В 1920-х гг., в сложных процессах становления сов. балетного иск-ва, когда велись дискуссии о дальнейших путях развития балетного т-ра, подвергалась сомнению целесообразность сохранения старого классич. наследия, блестящий танец С., выстроенный на строжайших основах сложившейся системы и одновременно радостно раскованный, нёс в себе черты нового. Наполненный динамизмом, мажорными интонациями, он утверждал жизнеспособность классич. хореографии, раскрывал богатые резервы её возможностей отражать жизнь со всей полнотой драматич. конфликтов. Созданные С. образы Одетты – Одиллии, Никии, Раймонды, Эсмеральды, Китри и др. породили новые традиции в интерпретации партий классич. репертуара, стремление к их большей действенности, волевой наполненности. Широта творческого диапазона помогала артистке воплощать разные по жанру и стилю характеры. В её иск-ве сочетались героико-трагедийные и лирико-комедийные начала. С. была участницей первых пост. мн. сов. балетов. В балете "Пламя Парижа" (1933, балетм. В. И. Вайнонен) создала стилистически тонко очерченный образ франц. актрисы Дианы Мирейль. Верным постижением нар. характера отличались её Мирандолина (1949, балетм. тот же), Панночка ("Тарас Бульба" Соловьёва-Седого, 1941, балетм. Р. В. Захаров), Лиза Муромская ("Барышня-крестьянка" Асафьева, 1946, балетм. тот же). С успехом выступала также в балетных сценах опер "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", "Хованщина", "Кармен", "Князь Игорь", "Абесалом и Этери". Вела большую гастрольно-концертную деятельность, пропагандировала достижения сов. классич. балетной школы. В конце 1935 – нач. 1936 гг. гастролировала во Франции (парижская Опера). Значительное место в творческой биографии С. принадлежит педагогич. работе. В 1954–60 преподавала в Моск. хореографич. уч-ще. С 1953 – педагог-репетитор солистов Большого т-ра; у неё совершенствуются Н. И. Бессмертнова, М. В. Кондратьева, Н. В. Тимофеева, С. Д. Адырхаева, Т. Н. Голикова, Н. В. Павлова и др. С 1960 одновременно преподаватель отделения педагогов хореографии в ГИТИСе. Гос. пр. СССР (1941) за выдающиеся достижения в области хореографии.


Лит.: Богданов-Березовский В., А. Я. Ваганова, М.–Л., 1950; М. Т. Семенова, М., 1953; Иванова С., Марина Семенова, М., 1965; Файер Ю., О себе, о музыке, о балете, М., 1970; Захаров Р., Записки балетмейстера, М., 1976; Бочарникова Э., Марина Семенова, "МЖ", 1976, № 8; ее же, Неповторимая Семенова, "ТЖ", 1979, № 7.


Э. В. Бочарникова.

Балет. Энциклопедия

Нет ни одного отзыва