0

Ван Гог Винсент

В. Ван Гог Арльские дамы 1888 ЭРМИТАЖ


В. Ван Гог
Арльские дамы
1888
ЭРМИТАЖ

ВАН ГОГ (van Gogh) Винсент (Виллем) (1853-1890) голландский живописец. В 1869-1876 служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 - учителем в Англии. Изучал теологию, в 1878-1879 был проповедником в шахтёрском районе Боринаж (Бельгия); защита интересов шахтёров привела Ван Гога к конфликту с церковными властями. В 1880-е гг. обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880-1881) и Антверпене (1885-1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. ("Крестьянка", 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; "Едоки картофеля", 1885, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздаёт гнетущую атмосферу психологической напряжённости. В 1886-1888 Ван Гог жил в Париже, посещал частную художественную студию, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения П. Гогена. В этот период палитра Ван Гога стала светлой, исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок ("Мост через Сену", 1887, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам; "Папаша Танги", 1887, Музей Родена, Париж). В 1888 Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах ("Жатва. Долина Ла-Кро", 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах ("Ночное кафе", 1888, частное собрание, Нью-Йорк); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей ("Красные виноградники в Арле", 1888, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы ("Спальня ван Гога в Арле", 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам). Напряжённая работа Ван Гога в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889-1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни художника отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения - от исступлённого отчаяния и мрачного визионерства ("Дорога с кипарисами и звёздами", 1890, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) до трепетного чувства просветления и умиротворения ("Пейзаж в Овере после дождя", 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Творчество Ван Гога отразило сложнейший переломный момент в художественной культуре конца XIX в., мучительные поиски художником духовных нравственных ценностей, определившие порывистую экспрессию и трагический пафос его работ, особое место Ван Гога в искусстве постимпрессионизма. Сочинения Письма, пер. с голл., Л.-М., 1966.
Литература:
Перрюшо А., Жизнь Ван Гога, пер. с франц., М., 1973.Мурина Е., Ван Гог, М., 1978. Дмитриева Н. А., В. Ван Гог. Человек и художник, М., 1982. Стоун И., Жажда жизни. Повесть о В. Ван Гоге, пер, с англ., М., 1992. Uitert E. van, V. van Gogh. Leben und Werk, Koln, 1980. Badt K., Die Farbenlehre van Goghs, Koln, 1981.

В. Ван Гог Автопортрет с перевязанным ухом 1889


В. Ван Гог
Автопортрет с перевязанным ухом
1889

В. Ван Гог Спальня ван Гога в Арле 1888


В. Ван Гог
Спальня ван Гога в Арле
1888

В. Ван Гог Хижины 1890 ЭРМИТАЖ


В. Ван Гог
Хижины
1890
ЭРМИТАЖ

Всемирная энциклопедия классического искусства Великие мастера

Книги (1)
Нет ни одного отзыва