0

Ермолаев Алексей Николаевич

Алексей Ермолаев — Бог ветров Вайю(«Талисман»).


Алексей Ермолаев — Бог ветров Вайю
(«Талисман»).

Ермолаев Алексей Николаевич (23.2.1910, Петербург — 12.12.1975, Москва), танцовщик, балетмейстер, педагог.

В 1926 году окончил Ленинградское хореографическое училище (педагог Владимир Пономарёв). В 1926—30 годах танцевал в Ленинградском театре оперы и балета, в 1930—58 годах в Большом театре. Среди ролей: Бог ветра («Талисман»), Базиль («Дон Кихот»), Филипп («Пламя Парижа»), Альберт («Жизель»), Зигфрид («Лебединое озеро»), Кавалер Рипафратта («Мирандолина»). Ермолаев — один из самых ярких представителей русской балетной школы 20—40-х годов, сыгравший историческую роль в жизни русского балета. Именно Ермолаев пошёл дальше всех, разрушая устойчивый, сложившийся в императорском театре стереотип учтивого и галантного танцовщика-кавалера. Его интерпретации классического репертуара были неожиданны, остры и глубоки, а сама манера танца — необычайно экспрессивна. Ермолаев изменил многие представления о возможностях мужского танца и в некоторых областях (вращение в воздухе и на полу, большие прыжки, а главное — темпы движения) вывел мужской танец на новый уровень виртуозности, утвердившийся в качестве нормы в искусстве танцовщиков следующего поколения, и прежде всего его учеников (впрочем, некоторые достижения Ермолаева — тройные туры в воздухе, двойные револьтады — не повторены и поныне). Для переворота, который Ермолаев совершил в мужском танце, у него были все данные: ненасытный фанатизм экспериментатора и острый холодный интеллект, бесстрашие, одержимость, отчаянная готовность идти на любой риск и чисто физическая неутомимость. Взлёт Ермолаева длился не более десяти лет. Сказались немыслимые мышечные перегрузки, и в 1937 году он непоправимо повредил себе ногу. Но, главное, менялась художественная атмосфера, менялся, становясь более благопристойным, исполнительский стиль. Бунтарство Ермолаева начинало выглядеть вызывающим и неуместным. Кроме того, утверждался драмбалет — пантомимная форма балетного театра; уникальный танцевальный дар Ермолаева не находил применения и ведущим балетмейстерам казался обузой. Вернувшись после двухлетнего перерыва на сцену Большого театра, Ермолаев продолжал танцевать ведущие партии (правда, не достигая прежних высот), но нашёл себя вновь — уже в качестве ярчайшего пантомимного артиста. В партиях Ли Шанфу («Красный мак»), Тибальда («Ромео и Джульетта»), Гирея («Бахчисарайский фонтан»), Абдерахмана («Раймонда»), Северьяна («Сказ о Каменном цветке») он демонстрировал живописную внешнюю форму, эффектный и выразительный пластический жест, обнаружил необычайную для балетного театра глубину и остроту внутренних переживаний. По силе воздействия на зрительный зал его можно было сравнить с крупнейшими драматическими артистами. Балетмейстерскую деятельность Ермолаев начал в конце 30-х годов. Прирождённый хореограф, он был неудачливым либреттистом, находившимся во власти вульгарных социологических схем, распространённых в советском искусстве. К сожалению, это не могло не отразиться на его постановках. Более плодотворной оказалась деятельность Ермолаева-педагога. По складу характера не склонный терпеливо сносить рутинный ход каждодневной школьной педагогики, Ермолаев только в 1968—72 годах возглавлял Московское хореографическое училище. Зато с успехом и увлеченно, с 1960 года по 1975 год, вёл класс мастеров в Большом театре, занимаясь только с талантливыми и отдавая все силы души только звёздам: Владимиру Васильеву, Марису Лиепе, Александру Годунову.

Сборник энциклопедических очерков «Русский балет и его звезды»

Книги (1)
Нет ни одного отзыва