0

Гурмон Реми де

[Remy de Gourmont, 1858—1915] — французский писатель. В 1889 основал и вплоть до смерти редактировал орган символизма — "Mercure de France". Гурмон — плодовитый и многосторонний писатель. Крупную роль во французской литературе сыграли его философские очерки и критические статьи. Философия Г. адогматична и утверждает относительность всего сущего. Эстетические взгляды Гурмона — яркое выражение той тенденции к универсализму, которая возобладала во французской литературе конца XIX и начала XX вв. Позитивная наука и художественное творчество сливаются у Гурмона воедино; ему грезится идеал слияния всех проявлений человеческого духа. Г. — один из создателей художественной критики как жанра, но не меньшую художественную ценность имеют его натурфилософские и биологические этюды ("Le physique de l'amour", 1908), его лингвистические опыты ("Le probl?me du style", 1893, "L'esth?tique de la langue fran?aise", 1899 и др.) и историко-литературные работы. Он сочетает большую филологическую и историко-литературную эрудицию с популяризаторским дарованием; являясь, в общем, по своему методу эклектиком, все же дал немаловажные для истории литературы труды ("Le latin mystique", 1902; "Dante, B?atrice et la po?sie amoureuse", 1909; критические издания Теофиля де Вио, Сирано де Бержерака, некоторых средневековых памятников, как, напр., "Aucassin et Nicolette"). Один из лучших знатоков средневековья, он извлекает оттуда все, что может быть как-либо воспринято эстетом-европейцем XX в. Его "Promenades litt?raires" (Литературные прогулки, 1904—1914) представляют собой статьи о наиболее ярких литературных явлениях всех веков: он пишет о "фейных сказках" и о Бодлере, о Вилье де Лиль Адане, Малларме и Шекспире. Его "Livre des masques" (Книга масок, есть русский перевод) дает много портретов крупнейших деятелей современной ему литературы. "Новые веяния" 10-х годов XX века им уже не были затронуты. В области эстетических оценок Г. остается верен своему адогматизму. Общественные движения и отражение их в литературе Г. игнорирует. Убежденный сторонник искусства для искусства, он выражал взгляды чуждой общественных интересов верхушки буржуазной интеллигенции, материально обеспеченной и пресыщенной, ищущей утонченных впечатлений. Ей, гурманствующей, скользящей по поверхности всех эстетических впечатлений, и потребовалось легкое, утонченное и жизнерадостное мировоззрение, ни к чему не обязывающее, и эстетика, согласно которой искусство — только один из видов наслаждения. Таким мировоззрением проникнуты и художественные произведения Г. И здесь в центре — ощущения. В своей лирике он чрезвычайно конденсирует гаммы цветовых и звуковых ощущений; песенность, повторы, метафоры играют у него большую роль; лучшим его лирическим произведением является "Le livre des Litanies" [1891], где сгущенная эротика сочетается с ярким пантеизмом. Стих Гурмона часто переходит в ритмованную прозу с "припевами". В его новеллах ("Couleurs", "Choses anciennes", 1907) и романах ("Les chevaux du Diom?de", 1896, "Sixtine", 1896, "C?ur virginal", 1907) приемы стихотворного языка доминируют ("prose artistique"), действие сосредоточено вокруг нескольких эпизодов, связанных с теми или иными ощущениями (как например цвета в "Couleurs"); чрезвычайно большую роль и здесь играет эротика, порою весьма рискованного свойства. Влияние Г. на литературу огромно, но он не создал школы; его писания гораздо большее воздействие оказывали на пассивно воспринимающего читателя, нежели на писателей-символистов, для которых он был прежде всего организатором и философию которых выражал в своих этюдах.

Библиография: I. Главнейшие произведения Г., кроме указанных: 1. Философия: La culture des id?es, 1903; Le paganisme ?ternel (Вечное язычество), 1903; Promenades philosophiques, 1905; Epilogues: r?flexions sur la vie, 1909; Dans la tourmente, 1916. 2. Эстетика, критика, история литературы: Le chemin de velours, 1902; La po?sie populaire, 1910. 3. Лирика: Hi?roglyphes, 1886; Simone, 1907. 4. Новеллы и романы: Merlette, 1889; Une nuit ? Luxembourg, 1892; Le songe d'une femme, 1901; Proses moroses, 1903; Le p?lerin du silence, 1908; Lettres d'un satyre, 1913. Русские переводы: Леда и Джиоконда, Интимн. роман в письмах, перев. под ред. А. Волынского, изд. "Посев", СПБ., 1909; Цвета, русский перев. Вилькиной, с предисл. З. Венгеровой, М., 1910 ("Универ. биб-ка"); Книга масок, под ред. М. Волошина, изд. "Грядущий день", СПБ., 1912.

II. Г. А., Живое слово и клише, "Русск. мысль", 1902, XI (по поводу статей Реми де Гурмона о стиле); Луначарский А. В., Реми де Гурмон, газ. "Киевская мысль", 1911, № 258; Его же, Гурмон и Крокан, газ. "День", 1915, № 302; Его же, Этюды критические, Зап.-европ. литература, М., 1925; Coulon Marcel, La complexit? de Remy de Gourmont, "Mercure de France", 1909; Его же, Remy de Gourmont (ibidem, август, 1910); Escoube P., La femme et le sentiment de l'amour chez Remy de Gourmont, 1923; Legrand-Chabrier, Remy de Gourmont et son ?uvre, 1926; Escoube P., Remy de Gourmont et son ?uvre, 1927.

III. Querion P., de, Remy de Gourmont: biographie, suivie d'une bibliographie, 1923.

А. Шабад

Литературная энциклопедия в 11 томах

Книги (1)
Нет ни одного отзыва