0

Наторп Пауль Герхард

Наторп (Natorp) Пауль (24.1.1854, Дюссельдорф, - 17.8.1924, Марбург), немецкий философ-идеалист, наряду со своим учителем Г. Когеном глава марбургской школы неокантианства. С 1885 профессор Марбургского университета. Кантовское понятие "Вещи в себе" трактуется у Н. лишь в качестве "предельного понятия", побудительного начала научного познания; соответственно кантовское принципиальное различие между априорными формами чувственности и категориями рассудка устраняется и превращается в чисто логическую проблему: как всё содержание научного знания определяется изначальным актом мышления ("первоисточником") - связыванием противоположных деятельностей (обособления и объединения). Классическим примером научного знания Н. считает математический анализ, усматривая в истории математики и естествознания тенденцию к вытеснению всех специальных объектов исследования конструкциями чистой мысли. В работах по истории античной философии (особенно о Платоне) Н. истолковывает её в духе идеализма нового времени, сближая, в частности, метод Платона с трансцендентальным методом Канта в его интерпретации марбургской школой.
Н. уделял большое внимание проблемам так называемой социальной педагогики, которая тесно связана с возникшей внутри марбургской школы идеей этического социализма. Основной мотив социальной педагогики Н. - образование индивида с целью включения его в бесконечное движение человечества к идеальному обществу, где каждый индивид рассматривался бы не только как средство, но и как цель. Социально-политические взгляды Н. представляют собой вариант буржуазного либерализма.
П. П. Гайденко.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википе
Книги автора
Natorp P. Allegemeine Psychologie nach kritischer Methode. 1. Buch: Objekt und Methode der Psychologie. (1912)
Natorp P. Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften. (1910)
Natorp P. Fjedor Dostojewskis Bedeutung für die gegenwärtige Kulturkrisis: Mit einem Anhang zur geistigen Krisis der Gegenwart. (1923)
Natorp P. Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpädagogik. (1907)
Natorp P. Hermann Cohen als Mensch, Lehrer und Forscher. (1918)
Natorp P. Individuum und Gemeinschaft. (1921)
Natorp P. Philosophie, ihr Problem und ihre Probleme. Einführung in den kritischen Idealismus. (1911)
Natorp P. Philosophische Propädeutik (Allgemeine Einleitung in die Philosophie und Anfangsgründe der Logik, Ethik und Psychologie). (1905)
Natorp P. Philosophische Systematik. Aus dem Nachlass hrsg. von H. Natorp. Mit der Gedankrede zum 100 Geburtstag von H.-G. Gadamer sowie mit Einl. und textkritischen Anwerk. von H. Knittermeyer. (1958)
Natorp P. Platos Ideenlehre: Eine Einführung in den Idealismus. (2004)
Natorp P. Recht und Sittlichkeit. Ein Beitrag zur kategorialen Begründung der praktischen Philosophie. Mit besonderem Bezug auf Hermann Cohens «Ethik des reinen Willens» und Rudolf Stammlers "Theorie der Rechtswissenschaft". 1913
Natorp P. Religion innerhalb der Grenzen der Humanität. Ein Kapitel zur Grundlegung der Sozialpädagogik. (1908)
Natorp P. Selbstdarstellung. (1923)

Natorp P. Sozialpädagogik. Theorie der Willenserziehung auf der Grundlage der Gemeinschaft. (1899)
Natorp P. Sozialidealismus. Neue Richtlinien sozialer Erziehung. (1920)
Natorp P. Über objektive und subjektive Begründung der Erkenntniss. (1887)
Natorp P. Zum Gedächtnis Kants. (1904)
Наторп П. Кант и Марбургская школа. (1913)
Наторп П. Культура народа и культура личности. (1912)
Наторп П. Логика. Обоснование и логическое построение математики и математического естествознания. (1909)
Наторп П. Об исходном пункте философии. (2009)

Наторп П. Общая педагогика. (1910)
Наторп П. Песталоцци. Его жизнь и его идеи. (1912)
Наторп П. Принцип относительности. (1911)
Наторп П. Развитие народа и развитие личности. (1912)
Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. (1911)
Наторп П. Социальный идеализм. (1995)
Наторп П. Философия и психология. (1914)
Наторп П. Философия как основа педагогики. (1910)
Наторп П. Философская пропедевтика. (Общее введение в философию и основные начала логики, этики и психологии). (1911)
Книги (2)
Нет ни одного отзыва