0

Соколовская М.

СОКОЛÓВСКИЙ Марк Данилович (Марек Конрад) [по уточнённым данным, 25 IV (7 V) 1818, Погребище, близ Житомира – по уточнённым данным, 25 XII 1883 (6 I 1884), Вильнюс] – рус. гитарист-виртуоз, исполнитель на 6-струнной гитаре. По национальности поляк. В детские годы учился игре на скрипке и виолончели. Одарённый музыкант, С. самостоятельно овладел иск-вом игры на гитаре (по школам М. Джулиани, Л. Леньяни, Й. К. Мерца и др.), непрерывно, в течение всей жизни совершенствуя своё мастерство. Конц. деятельность начал в 1841 в Житомире, выступал и в др. городах. В 1846 С. дал первый концерт в Москве, вскоре став любимцем моск. публики. С нач. 50-х гг. с огромным успехом гастролировал в Петербурге, Киеве, Минске, Вильнюсе и др. городах России, а также за границей, в т. ч. в Вене, где в 1858 (или 1859) С. получил диплом, утверждавший его в звании первого гитариста Европы. Триумфальные выступления С. в 1863–1868 в Висбадене, Париже, Лондоне, Берлине, Брюсселе, Дрездене, Милане и др., а также в польских городах – Кракове и Варшаве принесли ему славу одного из замечат. мастеров игры на гитаре. Вернувшись на родину, выступал с концертами в городах России (в 1869 – в Большом т-ре в Москве). Прощальный публичный концерт С. состоялся в Петербурге в 1877 в зале Придв. певч. капеллы. Последние годы жизни провёл в Вильнюсе, давал уроки игры на гитаре.

Исполнение С. отличали тонкое чувство стиля, богатство тембровых красок, нежная певучесть и виртуозная техника, яркая эмоциональность и выразительность. Репертуар был тщательно продуман. С. являлся превосходным интерпретатором музыки Джулиани, Леньяни, Ф. Карулли. Исполнял в собств. переложении соч. Мерца, Ф. Шопена и др. композиторов. За поэтичность, одухотворённость игры, за "чарующие звуки" немцы называли С. "великим артистом", французы – "Паганини гитары", итальянцы – "Боттезини гитары", англичане – "королём гитаристов", поляки – "Костюшкой гитаристов". С. принадлежат соч. для гитары, в т. ч. полонезы, мазурки, вальсы, а также пьесы – "Русская почта" (под назв. "Poczta"), "Оседлаю коня" (фантазия на романс А. Е. Варламова), "Венецианский карнавал", "Славянская думка" (обработка соч. Мерца "Fantasie romantique") и др. Мн. соч. С. остались неизданными.

Лит.: Виртуоз Конрад Соколовский, "Московские ведомости", 1852, 22 нояб.; "Сын Отечества", 1862, 14 марта (разд. "Хроника"); Русанов В. Α., Μ. Д. Соколовский. Исторический очерк, в кн.: Заяицкий С. С, Интернациональный союз гитаристов, М., 1902; Вольман Б., Гитара в России. Очерк истории гитарного искусства, Л., 1961; Римкявичус Ю., Памяти знаменитого русского гитариста, "МЖ", 1969, № 1; M. Sokołowski, "Tygodnik ilustrowany", 1868, № 10, 12, 20; Μ. Κ. Sokołowski, "Echo muzyczne, teatralne i artystyczne", 1884, № 25; Zuth J., Handbuch der Laute und Gitarre, W., 1926–28; Reise J. W.,Gitarai jej mistrz Marek Konrad Sokołowski, "Muzyka", 1955, № 11–12, S. 40–49; Powroźniak J., Gitara od A do Ζ, [Kr., 1966]; его же, Leksykon gitary, [Kr.], 1979; Rimkevičius J., Legendinis gitaros dainius, "Jaunimo gretos", 1978, № 9.

Ю. Римкявичюс.

Музыкальная энциклопедия

Нет ни одного отзыва