Винкельман Иоганн Иоахим

Винкельман Иоганн Иоахим
Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768) - немецкий историк искусства. Основоположник научного изучения античного искусства и археологии, получивший прозвание «отец искусствознания».

Об авторе:

Родился 9 декабря 1717 года в городе Штендаль (Германия). Сын бедного сапожника, учился главным образом самостоятельно, по книгам. Несмотря на крайне скудные материальные средства, в 1735-1736 годах смог посещать Гимнасиум в Берлине.
Два года спустя за успехи в учёбе ему была присуждена стипендия для изучения теологии в университете Галле.
В 1741 году отправился в Йену, где изучал медицину и классическую филологию в Йенском университете.
Подрабатывал домашним учителем в богатых домах: преподавал древнееврейский, греческий и латинский языки, математику, геометрию и логику.
В 1743-1748-м работал в училище под Берлином, затем поступил секретарём библиотеки графа фон Бюнау в Нётнице, недалеко от Дрездена. В библиотеке было около 40 000 томов. Винкельман читал Гомера, Геродота, Софокла, Ксенофонта и Платона, но нашёл в Нётнице произведения таких известных писателей эпохи Просвещения, как Вольтер и Монтескьё. Отказ от спартанской атмосферы Пруссии стал для него большим облегчением. Основная обязанность Винкельмана заключалась в том, чтобы помогать фон Бюнау в написании книги о Священной Римской империи и собирать для неё материалы. В течение этого периода несколько раз посетил коллекцию древностей в Дрездене, но его описание картин галереи саксонских курфюрстов осталось незаконченным. Тем не менее, находившиеся там сокровища пробудили в Винкельмане интерес к классическому искусству, который углублялся знакомствами с художниками, в частности с живописцем Адамом Фридрихом Эзером - его будущим другом.
В 1754-м Винкельман поселился в доме Эзера в Дрездене с целью научиться у художника рисунку и основам живописи. В свою очередь Эзер стал со временем убеждённым сторонником идей Винкельмана по возрождению эстетических идеалов античного искусства.
Желание попасть в Рим и познакомиться с его памятниками побудило начать переговоры с папским нунцием Аркинто относительно получения места при библиотеке кардинала Пассионеи, но непременным условием для этого ему был поставлен переход из лютеранства в католичество. Винкельман согласился. Как остроумно заметил К. В. Керам, «Рим для него стоил мессы».
Однако прошёл год, прежде чем он смог осуществить мечту своей жизни. Аудиенция у короля Саксонии помогла Винкельману получить небольшую пенсию, которая позволила ему покинуть Дрезден.
В ноябре 1755 года Винкельман приехал в Рим, где сблизился с живописцем Рафаэлем Менгсом, проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело предался изучению античного искусства. Пользовался покровительством влиятельных лиц при папском дворе в Ватикане. С 1759 года жил и работал на вилле кардинала Алессандро Альбани.
Изучал собрание «антиков» на вилле Альбани и составлял каталог коллекции кардинала (многие скульптуры этого собрания вошли позднее в собрание ватиканских музеев). Винкельман составил каталог коллекции гемм барона Ф. Л. де Стоша во Флоренции. Составлял отчёты об археологических изысканиях на территории Италии, с 1763-го занимал престижную должность «главного антиквария и президента древностей Ватикана».
Деятельность Винкельмана в Риме совпала с началом эпохи Просвещения, зарождения неоклассицизма в искусстве и сенсационными открытиями древних Геркуланума и Помпей. Обогатив свои познания поездкой в Неаполь и посещением раскопок Геркуланума и Помпей, погребённых под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия в 79 году н. э. Винкельман приступил к созданию своих литературных сочинений.
После вторичного путешествия в Неаполь и осмотра древнегреческих храмов в Пестуме Винкельман начал работать над главным трудом: «История искусства древности» (Geschichte der Kunst des Alterthums). Закончил его в 1759 году. Книга была издана на немецком языке в Дрездене в 1764-м. Первый французский перевод появился в 1766-м, последующие издания на французском языке: 1783 и 1798 годы. Итальянский перевод появился только в 1779 году. В 1805-м И. В. Гёте издал сборник писем Винкельмана и статей о нём под названием «Винкельман и его век», в котором отметил, что после публикации переводов «Истории искусства древности» на многие европейские языки «весь читающий мир проникся идеями Винкельмана».
Побывав ещё раз в Неаполе, отправился в сопровождении скульптора Бартоломео Кавачеппи в Германию, но доехал только до Вены, откуда вернулся в Италию. Неподалёку от Триеста Винкельман случайно познакомился с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджели. Притворившись любителем искусства, Арканджели, заметив у Винкельмана коллекцию медалей и монет (как позднее выяснилось не имевших значительной ценности), вошёл к учёному в доверие. 8 июня 1768 года, в Триесте, где Винкельман намеревался сесть на корабль до Анконы и остановился на несколько дней, Арканджели заколол учёного кинжалом прямо в постели и похитил его имущество. По приговору суда убийца был казнён (колесован).

Дополнительная информация об авторе:
«Популярная художественная энциклопедия» (2 тома)
Книги автора
Винкельман И.И. Избранные произведения и письма. (1935)
Винкельман И.И. Избранные произведения и письма. (1996)
Винкельман И.И. История искусства древности. (1890)
Винкельман И.И. История искусства древности = Geschichte der kunst des altertuns. Малые сочинения = Kleine schriften. (2000)
Винкельман И.И. Лудвига фон Винкелльмана Руководство к точнейшему познанию древних и хороших живописей к скорейшему обозрению любителей сего художества. (1798)

Винкельман И.И. Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре. (1992)
Читать далее