Роджерс Карл Рэнсом

Роджерс Карл Рэнсом
Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) - американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Президент Американской психологической ассоциации в 1947 году.

Краткая биография:

Родился 8 января 1902 года в Ок-парке (предместье Чикаго), штат Иллинойс. Был четвёртым из шести детей, пять из которых были мальчиками. Его отец был инженером и подрядчиком, добившимся определённого финансового успеха, потому в ранние годы жизни Роджерса в экономическом отношении семья была благополучной. Когда ему исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму на западе от Чикаго, и в этой сельской местности он провёл юношеские годы.
Не имея близких друзей вне семьи, проводил много времени в одиночестве, с удовольствием читал книги о приключениях. Фактически читал всё, что попадётся под руку, включая словарь и энциклопедию. В школьные годы тоже жил в социальной изоляции и одиночестве. Учился отлично, почти по всем предметам у него были высшие оценки, особенно отличался в английском языке и в естественных науках. Летние каникулы проводил на ферме, работая там до изнеможения.
В юношестве проявил страстный интерес к природе и занял научную позицию в занятиях сельским хозяйством, делая подробные записи своих наблюдений за растениями и животными.
После окончания школы намеревался стать фермером. В 1919 году поступил в Висконсинский университет, семейную alma mater, и в качестве предмета изучения выбрал научное земледелие. Однако на втором курсе активно занялся религиозной деятельностью и посещал студенческую религиозную конференцию, имевшую своим лозунгом: «Наставляйте в христианской вере мир нашего поколения». В результате решил готовиться к пасторской деятельности.
В следующем, 1922 году произошло событие, которое перевернуло его жизнь. В числе десяти американских студентов колледжа он был избран для поездки на конференцию Всемирной студенческой христианской федерации в Пекине. Провёл более шести месяцев за рубежом, где наблюдал религиозные и культурные отношения, совершенно отличные от тех, к которым он привык. Жизнь на Востоке не только сделала его взгляды на жизнь более либеральными, но и заставила усомниться в божественности Иисуса. Эта поездка также сделала Роджерса независимым от интеллектуальных и религиозных уз родителей.
После путешествия на Восток, в 1924 году возвратился в Висконсин и получил степень бакалавра по истории. Прошёл только один курс по психологии - заочно!
После окончания университета женился на Хелен Элиот, соученице по Висконсину, с которой был знаком с детства. Тем же летом новобрачные отправились в Нью-Йорк, в либеральную Объединённую теологическую семинарию. Нашёл жизнь в Нью-Йорке возбуждающей и волнующей.
В Объединённой семинарии впервые осознал, что пастыри и профессионалы в области психического здоровья имеют общую цель - помогать обездоленным людям. Однако постепенно освободился от чар академического курса по религии - разочарование, подкреплённое растущим скептицизмом по поводу схоластических установок религиозной работы.
В конце второго года учёбы сменил семинарию на Учительский колледж Колумбийского университета, чтобы получить образование в области клинической и педагогической психологии. Получил степень магистра в 1928 году и степень доктора клинической психологии в 1931-м.
В 1931 году занял должность психолога в Отделении исследования детей Общества по предотвращению жестокости к детям в Рочестере, Нью-Йорк. В течение следующего десятилетия активно занимался работой с делинквентными и неблагополучными детьми. Также играл важную роль в создании Рочестерского центра направляющей помощи и был его директором, несмотря на уверенность, что организацию должен возглавлять психиатр.
После опубликования очень успешной работы под названием «Клиническое лечение проблемного ребёнка» в 1939 году Роджерсу предложили работать на кафедре психологии Университета штата Огайо в качестве профессора.
В 1940-м вернулся в Колумбийский университет, чтобы начать новую карьеру. Переход в академическую среду принёс ему широкое признание в области зарождающейся клинической психологии.
В 1945 году перешёл в Чикагский университет, где занял должность профессора психологии и директора университетского консультативного центра. Это положение давало ему возможность основать консультативный центр для студентов старших курсов, где профессиональный персонал и аспиранты работали на равных. Самыми продуктивными и творческими были для него 1945-1957 годы, проведённые в Чикаго. В этот период он завершил главную работу «Центрированная на клиенте терапия: её современная практика, значение и теория» (1951) - книгу, разрабатывающую теорию, лежащую в основе его подхода к межличностным отношениям и изменению личности. Также провёл несколько исследований процесса и результатов психотерапии.
Это был период личных неудач. Консультируя очень тяжёлую пациентку, был поглощён её патологией. Будучи почти на грани срыва, буквально бежал из консультативного центра, взял трёхмесячный отпуск и вернулся для терапии, которую проводил с ним один из его бывших студентов.
В 1954 году совместно с Розалинд Даймонд опубликовали разработанный ими опросник социально-психологической адаптации - инструмент, впоследствии названный в их честь и получивший широкое распространение.
В 1957-м вернулся в Висконсинский университет, где вёл работу в отделениях психологии и психиатрии. Впоследствии начал интенсивную программу исследований, используя психотерапию для лечения больных шизофренией в Государственном психиатрическом госпитале. К сожалению, эта исследовательская программа столкнулась с некоторыми проблемами и оказалась не столь успешной, как он ожидал. Некоторые члены коллектива были против терапевтического подхода Роджерса, данные таинственным образом исчезали, и оказалось, что у больных шизофренией, которых лечили по этой программе, были лишь самые незначительные улучшения по сравнению с пациентами, которых лечили привычным образом.
В 1964 году Роджерс уволился из университета и стал сотрудником Западного института бихевиоральных наук в Ла-Джолле, штат Калифорния - благотворительной организации, занимающейся гуманистически ориентированными исследованиями по межличностным отношениям. Четыре года спустя оставил это место и занял пост в Центре по изучению человека, также расположенном в Ла-Джолле.
В последние годы ездил по всему миру с семинарами, на которых он демонстрировал психологам и другим работникам сферы психического здоровья, а также педагогам и политикам, как принципы клиент-центрированной терапии могут быть использованы для облегчения напряжения в мире и достижения мирного сосуществования.
Получил много наград за вклад в психологию и был активным членом многочисленных научных обществ. Его избирали президентом Американской психологической ассоциации в 1946-1947 годах, и в 1956 году он первым получил награду Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в науку. Также получил награду Американской психологической ассоциации в 1972 году за выдающиеся профессиональные достижения.
Трудился до самой смерти, последовавшей от сердечного приступа во время операции на сломанном бедре 4 февраля 1987 года.

Дополнительная информация об авторе:
Большой психологический словарь
Книги автора

Роджерс К. Клиенто-центрированный, человеко-центрированный подход к терапии. (1998)
Роджерс К. Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности. (1994)
Роджерс К. Полноценно функционирующий человек. (1994)
Роджерс К. Что значит "Становиться человеком". (1994)
Роджерс К. Эмпатия. (1975)

Читать далее

Книги