Эйзенштейн Сергей Михайлович

Эйзенштейн Сергей Михайлович
Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898-1948) - советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. 

Краткая биография:

Родился 22 января 1898 года в Риге, в семье крещёных евреев в Риге в 1898 году. Его отец Михаил Осипович был архитектором, а мать - дочерью инженера. Его детство прошло в Риге и Петербурге. В городе на Двине жил с родителями, а в столицу ездил к бабушке. В 1907 году семья переехала в Париж. В 1908-м вернулись в Ригу, и там он поступил в реальное училище. В 1912 году родители развелись: мать уехала в Петербург, а отец с сыном остались в Риге. В 1915 году окончил реальное училище и переехал в Петроград, где поступил в Институт гражданских инженеров (ныне Архитектурно-строительный институт в СПБ).
Октябрьская революция не позволила окончить институт. Вскоре после установления советской власти, его призвали в Красную армию. Служил в армии до 1921 года.
Был далёк от театра и кино, сначала планировал продолжить карьеру переводчика. Однако после демобилизации нашёл работу художника-декоратора в Первом рабочем театре Пролеткульта. Театры пролеткульта ставили целью создать новое театральное искусство, соответствующее духу революции.
В 1922 году окончил режиссёрские курсы, которые вёл легендарный театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд. После нескольких экспериментов в театральной режиссуре Эйзенштейн решил попробовать себя в кино.
В 1923 году запланировал серию немых фильмов из семи частей под общим названием «От подполья к диктатуре». Работа началась с пятой части под названием «Стачка». Эта лента получила положительные отклики в России и на Западе. В 1924 году Эйзенштейн получил за неё серебряную медаль Парижской выставки. Следующая часть эпопеи должна была называтья «1905 год». По замыслу режиссёра и сценаристов фильм должен был состоять из инсценировок всех важнейших событий 1905 года.
Из-за нехватки времени и средств было инсценировано только одно событие, восстание на броненосце «Потёмкин». Соответственно, фильм вышел под названием «Броненосец „Потёмкин“». Его премьера состоялась 24 декабря 1925 года. Фильм имел оглушительный успех и в СССР, и за его пределами. Независимо от политических воззрений критики отмечали мастерство режиссёра и силу идей, переданных в киноленте.
Эйзенштейну не удалось создать цикл из семи картин. К двум успешным кинолентам добавил ещё одну - «Октябрь». Она также была успешной, хотя и не получила таких высоких наград.
С 1928 по 1932 год Эйзенштейн и его творческая группа работали за рубежом. Большую часть этого срока в США. На Западе отснял десятки тысяч метров плёнки, но не завершил ни одной картины.
Самыми масштабными его проектами были экранизация «Американской трагедии» Драйзера при непосредственном участии писателя и документальный фильм «Да здравствует Мексика», в создании которого принимали участие Чарли Чаплин, режиссёр Джей Лейда и литератор Эптон Синклер. В конце семидесятых киноленту «Да здравствует Мексика» доснял Сергей Бондарчук. Хотя по результатам поездки не завершил ни одной работы, но получил ценный опыт, позволивший перейти от немого кино к звуковому.
Вернувшись в СССР, начал работу над экранизацией жизни Павлика Морозова. Картина должна была называться «Бежин Луг». Ещё во время съёмок на Эйзенштейна посыпался поток обвинений в формализме. Сергей Михайлович принял решение прекратить работу над картиной. Практически весь отснятый материал был со временем утерян.
Гораздо более успешным был многосерийный фильм «Александр Невский», вышедший в прокат в 1938 году и обошедший по популярности все предыдущие работы Эйзенштейна. Успех был сравним только с успехом ленты «Чапаев». В годы Великой Отечественной войны «Александр Невский» стал одним из символов веры в победу над сильным врагом.
В годы войны съёмочная группа «Александра Невского» трудилась над другой эпопеей - «Иван Грозный». Первая серия исторического фильма вышла зимой 1945 года и получила Сталинскую премию. Работа над второй серией была прекращена осенью 1946 года по указу ЦК ВКП(б). Эйзенштейна обвинили в искажении исторической правды. Третья серия не была полностью отснята. Работа над ней была прекращена в 1948 году, в связи со смертью режиссёра.
Умер 11 февраля 1948 года от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Книги автора
Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. Т. 1—6. (1964—1971)
Эйзенштейн С.М. Избранные статьи. (1956)
Читать далее

Книги