0

Торндайк Эдвард Ли

ТОРНДАЙК ЭДВАРД ЛИ (Thorndike, 1874-1949) — выдающийся амер. психолог, многие работы которого посвящены процессам научения у животных и обучения детей, разрабатывал теорию и методы тестирования интеллекта, составлял частотные словари англ. языка. Целый ряд законов научения Т. установил в экспериментах с животными, применяя оригинальный метод проблемного ящика (puzzle-box). См. Метод проб и ошибок. Его часто ошибочно причисляют к бихевиористам, но правильнее говорить о большом влиянии Т. на бихевиоризм и необихевиоризм.

Т. проводил важное различение между 3 широкими классами интеллектуальной деятельности и тем самым предвосхитил современные концепции множественности интеллекта. Считая, что стандартные тесты интеллекта измеряют лишь абстрактный интеллект, Т. отмечал, что большое значение имеют также механический интеллект — способности визуализировать отношения между объектами, понимать факты и закономерности физического мира, и социальный интеллект — способности успешно ориентироваться и действовать в межличностных ситуациях. Т. призывал к тому, чтобы разрабатывать инструменты и для измерения 2 др. типов интеллекта.

Т. отвергал идею Ч. Спирмена об единственном общем факторе интеллекта, «g», и был сторонником многофакторного понимания интеллекта, в т. ч. абстрактного, для оценки которого предложил концепцию 4 общих измерений (dimensions): 1) высота (altitude) — сложность, или трудность задач, которые может выполнить испытуемый (самое важное измерение); 2) ширина (width) — разнообразие задач данной трудности; 3) площадь (area) — функция ширины и высоты; 4) скорость (speed) — количество задач, решаемых за данное время.

Т. пытался теоретически обосновать психодиагностику интеллекта посредством своей модели психологического коннекционизма. Он считал, что благодаря опыту в мозге формируются нервные связи между воспринимаемыми стимулами и ответными реакциями, но с рождения люди могут отличаться разными генетическими задатками в отношении легкости и скорости формирования, а также максимального количества нервных связей, что равносильно существованию генетически детерминированной первичной интеллектуальной способности. Люди с более высоким интеллектом потенциально могут сформировать больше связей и быстрей, чем люди с более низкой интеллектуальной способностью, но реальный уровень и содержание интеллекта являются функцией индивидуального и соц. опыта. См. также Теория идентичных элементов. (Б. М.)

Большой психологический словарь

Книги (1)
Нет ни одного отзыва