0

Лесевич Владимир Викторович

Лесевич Владимир Викторович (15(27).1.1837, с. Денисовка Полтавской губернии,— 13(26). 11.1905, Киев), русский философ и публицист. Получил военное образование, служил на Кавказе. Выйдя в отставку, в 1864 основал на родине первую школу для крестьян с преподаванием на украинском языке, которое после доноса пришлось прекратить.
С 1868 Лесевич — сотрудник журнала «Отечеств, записки» Н. А. Некрасова. Был близок к народническим кругам; в 1879—88 в ссылке. По возвращении в Петербург Лесевич примкнул к кружку Михайловского в журнале «Русское богатство», а затем вышел из него и сотрудничал в «Русские мысли».
Сообразно изменению политических взглядов Лесевича — от сочувствия революционным демократам и народовольцам через либеральное народничество к буржуазному либерализму — менялась его философская позиция. В годы учёбы Лесевич под влиянием идей Фейербаха и знакомства с Лавровым порвал с религией и увлёкся позитивизмом как философией, враждебной теологии и «метафизике». Лесевич стал одним из главных представителей позитивизма в России, пройдя эволюцию от приверженца философии Конта, Дж. С. Милля, Спенсера, через «критический реализм» неокантианцев К. Геринга, А. Риля, Э. Лааса, Ф. Паульсена до «первого и крупнейшего русского эмпириокритика» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 51). Лесевич пропагандировал эмпириокритицизм Авенариуса как «единственно научную точку зрения» в философии, отвергая все другие философские направления. С критикой «научной философии» Лесевича с материалистических позиций в 1870-х гг. выступил Ткачёв.
Лесевич не считал философию наукой, а лишь чисто эмпирическим мировоззрением, образующим «понятие о мире». Позитивизм Лесевича дополнял неокантианской «теорией познавания», центральным понятием которой считал опыт, т. е. «всю совокупность физического и духовного, человеческого и сверхчеловеческого "бытия"...» («Эмпириокритицизм, как единственно науч. точка зрения», СПБ, 1909, с. 9, 11). «Теория познавания» Лесевича — откровенный агностицизм и солипсизм, т. к. «сущее» и «вещи», по Лесевичу, «не более, как призраки», и только тогда и имеют смысл, когда есть человеческие индивиды, их воспринимающие и мыслящие. Диалектику Лесевича отрицал, считая её препятствием для развития мысли. Социологические воззрения Лесевича общи позитивизму и близки взглядам Лаврова и Михайловского. «Научная философия» Лесевича объективно играла отрицат. роль, расчищая путь для эмпириокритич. ревизии философии марксизма.

Лесевичу принадлежит ряд работ по истории буддизма.

Книги автора

Лесевич, В. В. Очерк развития идеи прогресса. (1868)
Лесевич, В. В. Философия истории на научной почве. (1869)
Лесевич, В. В. Позитивизм после Конта. (1869)
Лесевич, В. В. Общие гносеологические вопросы и их решение. (1870)
Лесевич, В. В. Новейшая литература позитивизма. (1871)
Лесевич, В. В. Характеристические черты развития философии и науки в средние века. (1873)
Лесевич, В. В. Первые провозвестники позитивизма. (1873)
Лесевич, В. В. Классики XIV и XV столетий. (1874)
Лесевич, В. В. Как иногда пишутся диссертации. (1875)
Лесевич, В. В. Опыт критического исследования основоначал позитивной философии. (1877)
Лесевич, В. В. Письмах о научной философии. (1878)
Лесевич, В. В. Этюды и очерки. (1886)
Лесевич, В.В. Эмпириокритицизм, как единственная научная точка зрения. (1909)
Лесевич, В.В. Буддийские легенды и их соотношение с буддийскими догматами. (1922)
Лесевич, В.В. Собрание сочинений. (1915-1917)

Нет ни одного отзыва