Раневская Фаина Геогриевна

Раневская Фаина Геогриевна

Фаина Георгиевна Раневская (урождённая Фанни Гиршевна Фельдман; 1896-1984) - российская и советская актриса театра и кино. Лауреат трёх Сталинских премий, народная артистка СССР. Кавалер ордена Ленина.

Об авторе:

Родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Отец - Гирш Фельдман, уроженец местечка Смиловичи Минской губернии, купец 1-й гильдии, владелец фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина, мельницы Симановича и парохода «Святой Николай», впоследствии крупный мануфактурщик, староста Таганрогской хоральной синагоги, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии. Мать - Милка Рафаиловна Заговайлова, уроженка Лепеля Витебской губернии. Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Изабелла.
Обучалась в Мариинской женской гимназии. Получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание: училась музыке, пению, иностранным языкам. Театром увлекалась с 14 лет, посещая занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга), окончив её в 1914 году.
В 1915 году уехала в Москву. Познакомилась с М. Цветаевой, О. Мандельштамом, В. Маяковским, впервые встретилась с В. Качаловым. Судя по её воспоминаниям, была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой.
Родители, братья и сестра актрисы в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге.
Осенью 1915 года подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Работа в Керчи не задалась: к новой труппе публика не проявила большого интереса.
Играла во многих театрах, начиная с провинциальных (частная антреприза Малаховского дачного театра, Подмосковье (1915), частная антреприза Е. А. Лавровской, Керчь, Феодосия (1915-1916), частная антреприза П. Л. Вульф, Ростов-на-Дону (1916-1917), 1-й Советский театр (ныне Крымский академический русский драматический театр имени А. М. Горького) (1918-1924).
После перехода власти к ВСЮР (а позже - к П. Н. Врангелю) в Крыму скопилось немалое число беженцев, в том числе актёров. В марте 1920 газета «Таврический голос» сообщила, что в середине апреля в Симферополе начнутся гастроли «Театра актёра», к которым был привлечён сатирик А. Т. Аверченко. Планировались постановка пьес талантливого, как он был назван, юмориста и его сольные выступления. История «Театра актёра» в последние годы более-менее воссоздана именно потому, что в труппе состояла начинающая Фаина Раневская. Театр был антрепризой В. А. Ермолова-Бороздина, арендовавшего для этих целей симферопольский Дворянский театр, а также летний театр Городского сада.
Далее были Театр Московского отдела образования (1924), Бакинский рабочий театр (ныне Азербайджанский государственный русский драматический театр имени Самеда Вургуна) (1925-1927 и 1929-1931), Архангельский драматический театр (1927), Смоленский драматический театр (1927-1928), Сталинградский драматический театр (1928-1929), а затем в Москве: Камерный театр Таирова (1931-1933), Центральный театр Красной Армии (1933-1939), Театр драмы (ныне Московский театр имени В. Маяковского) (1943-1949), Московский драматический театр имени А. С. Пушкина (1955-1963), Театр имени Моссовета (1949-1955 и 1963-1984).
Её учителем была Павла Леонтьевна Вульф.
Более четверти века Фаина Георгиевна проработала в Театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше - тишина»).
Пребывание в Театре имени Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссёром Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах). Конфликты порождались несходством их творческих методов: решение ролей, предлагавшееся актрисой, было присуще скорее театру брехтовского типа.
В кино дебютировала в 1934 году в фильме М. Ромма «Пышка». В 1939-1941 годах — актриса киностудии «Мосфильм», в 1941-1943 - Ташкентской киностудии (ныне Узбекфильм).
В кино играла не так часто, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор остался». На киноэкране могла быть и вспыльчивой Лялей в комедии «Подкидыш» (1939), и экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии «Весна» (1947), и злой мачехой в классической сказке «Золушка» (1947). В истории отечественного кино навсегда остались её роли в чеховских экранизациях - «Человек в футляре» и «Свадьба». Примечательным низким голосом актрисы говорит «домомучительница» фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся» (1970).
Мечтала сыграть у С. Эйзенштейна и в 1944 году была утверждена на роль Ефросиньи Старицкой в фильме «Иван Грозный». Однако в итоге роль получила С. Бирман. Объяснила это «пятым пунктом в паспорте»: Бирман значилась «молдаванкой».
Член Союза кинематографистов СССР.
Актриса театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности и кроется, по-видимому, секрет её популярности, ставшей независимой от сценической известности. Своеобразный стиль речи и поведения актрисы отразился в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие её высказывания (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали их ёмкость и образность, равно как и отсутствие у актрисы внутренней цензуры, свобода её суждений (например, в виде присутствия сниженной лексики). Стилистическое чутьё позволяло ей выступать в жанре пародии, причём не только сценической; известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс.
Актриса любила читать А. Пушкина, который, по воспоминаниям, был у неё с А. Ахматовой «общей страстью».
Итогом 60-летней актёрской карьеры стали десятки ролей на сцене и около тридцати - в кино.
Один из биографов актрисы, М. Гейзер, писал: «Самое парадоксальное в актёрской судьбе Раневской - то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: „Имя её не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе „и др.“».
Переживала трагическую смерть С. Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает один диалог, когда с присущим себе юмором она сказала Михоэлсу (запись датирована 14 января 1948 года): «Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан».
Незадолго до смерти с горьким сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: „Умерла от отвращения“».
Единственным существом, скрасившим в старости её одиночество, был пёс-дворняжка по кличке Мальчик - подобранный ею на улице.
Награды и звания:
- Заслуженная артистка РСФСР (1937)
- Народная артистка РСФСР (1947)
- Народная артистка СССР (1961)
- Сталинская премия второй степени (1949) - за исполнение роли жены Лосева в спектакле «Закон чести» А. Штейна
- Сталинская премия второй степени (1951) - за исполнение роли Агриппины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» А. Сурова
- Сталинская премия третьей степени (1951) - за исполнение роли фрау Вурст в фильме «У них есть Родина»
- Орден Ленина (1976)
- Два Ордена Трудового Красного Знамени (1950, 1967)
- Орден «Знак Почёта» (1947)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
- Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- Медаль «Ветеран труда».
Интересные факты:
- Фраза «Муля, не нервируй меня!» всю оставшуюся жизнь преследовала актрису. Так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту же фразу первой вспоминали при знакомстве с ней. Даже Л. Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наша Муля- не-нервируй-меня!» Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генеральный секретарь ЦК КПСС смутился и добавил: «Простите, но я Вас очень люблю».
- В мультфильме «Карлсон вернулся», в котором она озвучивала фрекен Бок, есть две аллюзии на фильм «Весна», где она играла Маргариту Львовну, экономку главной героини. Первая - эпизод перед зеркалом: «Я сошла с ума, какая досада…» (в фильме «Весна» - сцена на лестнице: «Ничего особенного, я сошла с ума») - и следующий за этим звонок по телефону (за который фрекен Бок в мультфильме принимает душ). Вторая — последний эпизод, после того как Карлсон улетел: «Милый, милый…» (в «Весне» Маргарита Львовна произносит эти слова в прихожей, глядя на портрет возлюбленного: «Милый, милый…»).
- Сведения о резонансе, вызванном фильмом «Мечта» среди американской элиты, обнаружил Ираклий Андроников, популярный литературовед и большой поклонник Фаины Раневской. «Занятия Лермонтовым заводят меня иногда так далеко, что в поисках родственника поэта по фамилии Дезобри я забрёл как-то в американский журнал «Лук» 1944 года и обнаружил там великолепные строки об этой картине Евгения Габриловича и Михаила Ромма: «В Белом доме картину видел Президент Соединённых Штатов Америки Рузвельт, который сказал: «„Мечта“, Раневская - это очень талантливо. На мой взгляд, это один из самых великих фильмов земного шара, а Раневская - блестящая трагическая актриса»».
Теодор Драйзер также видел «Мечту». Вот что писала после смерти писателя его супруга Элен Драйзер: «Теодор очень болел. Ему не хотелось писать, не хотелось читать, не хотелось ни с кем разговаривать. И однажды днём нам была прислана машина с приглашением приехать в Белый дом. Советский посол устроил специальный просмотр фильма «Мечта». В одном из рядов я увидела улыбающегося Чаплина, Мэри Пикфорд, Михаила Чехова, Рокуэлла Кента, Поля Робсона. Кончилась картина. Я не узнала своего мужа. Он снова стал жизнерадостным, разговорчивым, деятельным. Вечером дома он мне сказал: «„Мечта“ и знакомство с Розой Скороход для меня - величайший праздник». И Драйзер, взяв в руки перо, начал писать статью о „Мечте“. Он писал её три месяца. К сожалению, рукопись была потеряна».
- В некоторых письмах Раневская иронично подписывалась «Дама с каменьями», поскольку у неё были диагностированы камни в желчном пузыре.
Умерла 19 июля 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии. Похоронена на Новом Донском кладбище в могиле её сестры Изабеллы. На надгробии актрисы установлена фигурка её любимого Мальчика.

Читать далее

Аудиокниги