0

Сабанеев Леонид Леонидович

Леонид Леонидович Сабанеев (19 сентября (2 октября) 1881 — 3 мая 1968) — русский музыковед, композитор, музыкальный критик.
Первые музыкальные композиции появились в свет в 1902 году. Им написаны: фортепианная соната (памяти Скрябина, который был его другом) — 1916—1917; два трио для фортепиано, скрипки и виолончели — 1910 и 1924; «Трагическая эпопея» для оркестра — 1928; чакона для оркестра и органа — не позднее 1924; пассакалия для фортепиано — 1935; сюита для двух фортепиано — 1938; много мелких вещей для фортепиано, несколько романсов. С 1926 года до смерти работал над масштабным неизданным сочинением на латинский текст «Апокалипсиса», полностью закончил оркестровку; произведение находится в США на хранении.
Приобрёл большую известность как музыкальный критик. Им опубликованы следующие книги и трактаты: «Рихард Вагнер и синтетическое искусство» — 1914; «Скрябин», монография — 1916; «Музыка речи» — 1922; «История русской музыки» — 1924; «Этюды Шопена в освещении закона золотого сечения» — 1924; «Воспоминания о Скрябине» — 1925: «Дебюсси» — 1925; «Равель» — 1925: «Психология музыкально-творческого процесса» — 1925; «Modern Russian Composers» — 1927, New York; «Music in the cinema» — 1930, London; «Воспоминания о С. И. Танееве» — 1930, «Таир», Париж; «Еврейская национальная школа в музыке» — 1924 (переведенная на пять языков и переизданная в 1970 году в Тель-Авиве).
В ежедневной прессе писал в газетах «Голос Москвы», «Утро России», «Русское слово», «Вечерняя Москва», «Одесские новости». В периодической прессе писал в журналах «Музыка», «Музыкальный современник», «Мелос» и «Аполлон». Писал также в альманахе «Der blaue Reiter».
В 1919 году он женился на выпускнице Петербургской консерватории Тамаре Кузнецовой, молодой пианистке, родилась дочь.
Был одним из основателей Государственного института музыкальных наук (ГИМН). С 1922 года состоял действительным членом Музыкальной секции Академии художественных наук в Москве и президентом Ассоциации современной музыки. Был председателем Центральной комиссии по улучшению быта ученых.
С 1926 года жил в Париже, где был профессором Русской консерватории имени Рахманинова. Он сотрудничал в газете «Последние новости» по музыкальным вопросам, в журнале «Современные записки», а также в иностранной печати: «Musical Times» (London), «Musica», «Encyclopedia of Chamber Music», «Russian Review», «The Music Quateriy», «Psyche» (New York). Написал балет «Авиатриса», который был представлен в Театре на Елисейских Полях (1930).
В 1933 году с семьёй переехал в Ниццу, где писал музыку для фильмов фирмы «Гомон». Затем был сотрудником «Русской мысли» в Париже, «Нового русского слова» и «Нового журнала» в Нью-Йорке, «Мостов» в Мюнхене. Скончался 3 мая 1968 года в восемьдесят шесть лет, похоронен на русском православном кладбище в Ницце. Все литературные труды на музыкальные темы находятся в русском архиве Колумбийского университета в Нью-Йорке.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора

Sabaneev L. Modern Russian Composers. (1927)
Sabaneev L. Music For the Films. (1935)
Sabaneev L. The organization of musical science. (1929)
Сабанеев Л.Л. Клод Дебюсси. (1922)
Сабанеев Л.Л. Морис Равель. Характеристика его творческой деятельности и очерк его жизни. (1924)
Сабанеев Л.Л. Музыка после Октября. (1926)
Сабанеев Л.Л. Александр Абрамович Крейн. (1928)
Сабанеев Л.Л. Воспоминания о Скрябине. (1925)
Сабанеев Л.Л. Еврейская национальная школа в музыке. (1924)
Сабанеев Л.Л. История русской музыки. (1924)
Сабанеев Л.Л. Музыка речи. Эстетическое исследование. (1923)
Сабанеев Л.Л. Психология музыкально-творческого процесса. (1923)
Сабанеев Л.Л. С.И. Танеев. Мысли о творчестве и воспоминания о жизни. (1930)
Сабанеев Л.Л. Скрябин. (1916)
Сабанеев Л.Л. Что такое музыка. (1925)
Сабанеев Л.Л. Этюды Шопена в освещении закона золотого сечения. Опыт позитивного обоснования законов формы. (1925)

Нет ни одного отзыва