0

Сергеева К.

СЕРГÉЕВ Константин Михайлович [р. 20.2(5.3).1910, Петербург], сов. артист и балетмейстер. Нар. арт. СССР (1957). Занимался на вечерних курсах при Ленингр. хореографич. уч-ще (у Е. П. Снетковой, М. А. Кожуховой, В. А. Семёнова), затем в самом уч-ще (окончил в 1930, ученик В. И. Пономарёва). Выступал в труппе И. Ф. Кшесинского, гастролировавшей по стране (1928–29); партии: Зигфрид, Альберт; Юноша ("Шопениана"), Гренгуар ("Эсмеральда"), Невольник ("Корсар"), Половчанин ("Половецкие пляски"). В 1930–61 – ведущий танцовщик Т-ра им. Кирова, исполнитель осн. классич. репертуара. Благородство внешнего облика, внимание к актёрской выразительности, забота о строгом соблюдении академич. Формы танца позволили С. стать лучшим исполнителем лирико-романтич. ролей. С. наполнял партии традиц. балетных принцев психологич. глубиной, правдой чувств, делал переживания своих героев понятными и близкими совр. зрителям. Актёрские трактовки С. классич. партий (Зигфрид, Дезире, Альберт, Жан де Бриен) оказали влияние на последующие поколения исполнителей. Выявлению лирич. дарования С. способствовало творческое общение с Г. С. Улановой – его партнёршей в 30 – нач. 40-х гг. С. и Уланова составляли замечательный дуэт, вошедший в историю сов. балета. Этот гармоничный союз близких по духу актёров дал высокохудожественный результат и в работе над совр. спектаклями. В числе их лучших достижений – балет "Ромео и Джульетта" (1940, Ромео – С., Джульетта – Уланова, балетм. Л. М. Лавровский). Вдумчивостью работы, интересом к отделке роли, к осмыслению целого и деталей, отчётливостью внутренней режиссуры, вниманием к драматургии образа С. идеально отвечал требованиям балетного т-ра 30–50-х гг. Везде он оставался верен своей актёрской теме – воспевать гармонию и прекрасное в человеке. Мягким лиризмом, одухотворённостью отличались его Вацлав ("Бахчисарайский фонтан", 1934, балетм. Р. В. Захаров), Принц ("Золушка", 1946, балетм. С.), Добрый молодец ("Весенняя сказка" на муз. Чайковского, 1947, балетм. Ф. В. Лопухов), Евгений ("Медный всадник", 1949, балетм. Захаров), Андрий ("Тарас Бульба", Соловьёва-Седого, 1955, новая ред., балетм. Б. А. Фенстер). В послевоенный период творч. жизнь С. была связана с Н. М. Дудинской, своеобразие таланта к-рой сказалось и в выборе репертуара, и в интересе к виртуозному танцу. Этот дуэт, в к-ром соединились актёры несхожих дарований, способствовал расширению творческих возможностей каждого из участников, обогащал палитру их выразительных средств.

Владение режиссурой танцевального спектакля, обширные знания в области классич. танца привели С. к постановочной работе. С 1946 он балетмейстер, в 1951–55 и в 1960–1970 гл. балетмейстер Т-ра им. Кирова. Стремясь насытить свои спектакли виртуозным танцем, С. вместе с тем проявлял постоянную заботу о логической оправданности и внешней мотивированности действия. Им пост. "Тропою грома" (1958); "Далёкая планета" Майзеля (1963) и др. Наибольшей удачей С. оказалась постановка "Золушки" (1946, Т-р им. Кирова, Гос. пр. СССР, 1947; новая ред., 1964), в к-рой режиссёрская осмысленность и поэтич. видение дополняли друг друга, а танцевальные характеристики отвечали содержанию музыки. Стремление к большой драматургии в балетном спектакле, психологич. содержательности хореографич. образов позволили С. осуществить пост. балета "Гамлет" Червинского (1970). Особое место в балетмейстерском творчестве С. занимает работа над классич. наследием. Продолжив опыт Ф. В. Лопухова в создании редакций классич. балетов, соответствующих требованиям современности, С. сокращал пантомимные сцены, наделял мимич. партии танц. характеристиками, учитывал достижения в области техники дуэтного и сольного танцев, стремился к целостности режиссёрской концепции. Редакции С. балетов "Раймонда" (1948; Гос. пр. СССР, 1949), "Лебединое озеро" (1950), "Спящая красавица" (1952) оказались наиболее жизнеспособными, надолго удержались в репертуаре. В 1973 осуществил новую ред. балета "Корсар". В 1976 С. пост. балет "Левша" Б. Александрова, в 1980 – "Легенду о Жанне д’Арк" Пейко (Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко). В 1938–40 и с 1973 С. художеств. руководитель Ленингр. хореографич. уч-ща, где пост. балеты "Времена года" (1974), "Аппассионата" (1978). Гос. пр. СССР (1946, 1951).



Лит.: Богданов-Березовский В., Заслуженный артист РСФСР K. M. Сергеев, Л., 1951; Прохорова В., Константин Сергеев. Л., 1974; Львов-Анохин Б., Сергеев в "Жизели", "Нева", 1957, № 7; Степанова И., Поэт танца, "СМ", 1970, № 5; Константин Сергеев, Сб. статей, М., 1978.


A. A. Соколов.


"Тропою грома". Балетм. К. Сергеев
К. Сергеев - Ромео


"Тропою грома". Балетм. К. Сергеев


К. Сергеев - Ромео

Балет. Энциклопедия

Книги (1)
Нет ни одного отзыва