Васнецов Аполлинарий Михайлович

Васнецов Аполлинарий Михайлович
Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) - русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед. Член литературно-художественного кружка «Молодая среда». Младший брат Виктора Васнецова.

Об авторе:

Родился 6 августа 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне - в Зуевском районе Кировской области), в многодетной семье потомственного православного священника Михаила Васильевича Васнецова, происходившего из древнего вятского рода Васнецовых, и его жены Аполлинарии Ивановны.
В тринадцать лет остался круглым сиротой. Обладал недюжинным талантом, но не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку.
В 1872 году окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего брата Виктора переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов.
В 1875 году отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уехал работать в село Быстрица Орловского уезда Вятской губернии. Вскоре, однако, разочаровался в народнических идеях. В 1878 году покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству.
С 1882 года ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка близ Абрамцева, имения Саввы Ивановича Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка.
С 1883 года Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1885-1886 годах художник путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым.
В 1898-м совершил путешествие по Франции, Италии и Германии.
В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников.
Как театральный художник начал работать в 1885 году в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова. В начале 1900-х годов создал декорации к операм:
1902-1903 - «Град Китеж» С. Н. Василенка (неосуществлённая постановка);
1908 - «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова для Мариинского театра;
1911 - «Опричник» П. И. Чайковского для частной оперы Зимина;
1912 - «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова для Народного городского театра;
1914 - финальная сцена к опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки для Большого театра (совместно с К. А. Коровиным).
В 1901-1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников был в будущем один из крупнейших фотографов-пикториалистов Юрий Ерёмин. Именно Васнецов дал начало его карьере, посоветовав отправить один из снимков на Международную выставку в Ницце.
С 1918-го возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.
В 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия».
Умер в Москве 23 января 1933 года. Похоронен на Введенском кладбище.

Книги автора

Работы по теории искусства:
Облик старой Москвы // Грабарь И. и др. История русского искусства. Т. 2. (1910—11)
Происхождение красоты // журнал «Вопросы теории и психологии творчества», т. VIII. (1923)
Рассказы (иллюстрации автора):
Глашенька (Святки в селе), журнал «Живописное обозрение». (1885)
Из поездки на Урал (Путевые очерки), журнал «Царь-колокол». (1892)
Неудавшийся художник (Сельский иконописец), журнал «Артист». (1894)
Поездка к Эльбрусу, журнал «Детский отдел». (1897)
Дедушкино бюро, альманах «Сполохи». (1912)
Грозы и дети, журнал «Нива». (1917)

Читать далее

Книги