0

Брандес Георг

[Georg Brandes, 1842—1927] — датский критик, историк лит-ры и публицист. Р. в Копенгагене, где окончил университет в 1864, изучал сначала право, потом "посвятил свои силы исключительно философии и эстетике" (из автобиографии Б.), изучал Гегеля, потом Фейербаха, дальше к-рого в своих философских взглядах не пошел. С 1870 получил звание доктора за сочинение по эстетике, путешествовал по Европе, где познакомился с Миллем (сочинение к-рого "О подчинении женщины" до этого перевел на датский яз.) и с Тэном (см.), последователем к-рого он себя считал; в 1871 читал в Копенгагенском университете курс лекций, потом изданный в 4 тт. под названием "Главнейшие течения европейской лит-ры XIX в." (точнее, первой половины XIX в.), переведенный на немецкий и русский яз. Лекции имели шумный успех; направленные косвенно против датской реакции, они вызвали со стороны правых обвинение против него в потрясении "основ семейных и государственных". Агитация против Б. реакционных партий имела своим последствием, что в 1876 он был забаллотирован как профессор лит-ры при Копенгагенском университете. Бросив в лицо своим противникам памфлет "Моим врагам", Б. уехал в Германию, где написал 5-й т. своих "Главнейших течений". Вернувшись в конце 80-х гг. в Копенгаген, Б. открыл частный курс о датской лит-ре, чтение к-рого превратилось в его триумф. К этому времени относится поворот Б. от либерализма к философии Ницше, к-рого он пропагандировал в своих лекциях [повлияв, между прочим, на Стриндберга (см.) как автора "Чандала" и "На шхерах"]. Своими статьями и публичными выступлениями Б. оказывал значительное влияние на новейшую скандинавскую литературу. Считая себя учеником Тэна, Б., поняв, что последовательный тэнизм приводит к построению истории лит-ры без авторов, вернулся назад к Сент-Бёву (см.). Описывая метод последнего, Б. характеризует свой собственный литературоведческий метод: "Сент-Бёв доходил при разборе произведений до самого их возникновения (!): за лоскутком бумаги он открывает человека. Он научал современников и последующие поколения сознавать, что мы еще не знаем ни одного произведения прошлого, пока нам не удалось уяснить себе душевное состояние, из к-рого оно возникло, и составить себе представление о личности, оставившей нам его". Таков и метод Б., портретно-биографический, с привлечением историко-культурных фактов как фона для психобиографической конструкции писателя. Один из его критиков правильно отмечает: "Более всего Б. интересуется личностью того или иного деятеля, а на общий характер и условия эпохи обращает внимание лишь настолько, насколько они нужны ему для объяснения психических особенностей этой личности. Для него лит-ру составляют не книги, а живые люди, не сочинения, а их авторы". В таком психологически-портретном стиле выдержаны не только его монографии о Шекспире, Гёте, Дизраэли, Киргегоре, Вольтере и др., но даже в конечном счете и его "Главнейшие течения". В особенности характерен в этом отношении его труд о Шекспире, написанный с целью дать на основании произведений картину психической жизни и развития поэта, к-рым он считает актера из Стрэтфорда, внешняя и внутренняя жизнь к-рого по иным документам нам совершенно неизвестна. Портретно-биопсихологический метод Б. переплетается у него с публицистическим подходом к толкованию писательского творчества, в особенности в "Главнейших течениях", где он выступал убежденным ратоборцем за идеалы либерализма, слегка окрашенные в радикальный цвет. Портретист, публицист Б. вместе с тем по своим приемам изложения и письма — художник больше, чем ученый: блестящий словесный стиль, склонность к сравнениям, к лирическим отступлениям, к автобиографическим экскурсам и т. д. — таковы характерные черты его письма. Кроме указанных выше капитальных трудов, Б. написал множество статей о всех почти скандинавских авторах, а также о многих французских, немецких и русских писателях (о Тургеневе, Достоевском, Толстом, Горьком). В конце 80-х гг. Б. — почетный член Российского общества любителей словесности — был в Петербурге и в Москве, где читал лекции (между прочим о Тэне). Против русского царизма с его погромной политикой Б. направил книгу, в царской России не допущенную. На исходе войны 1914—1918 Б. подписал известный манифест "Clart?". ? послевоенную эпоху выступил критиком версальского договора и защитником Советской России.
Библиография: I. На русск. яз. собр. сочин. Б. в 20 тт. было предпринято в 1906—1914 в Петербурге; издание его сочин., предпринятое Фуксом в 1902, в 12 тт., искажено цензурой. Автобиография Б. (в сокращенном виде) — в "Русской мысли", № 8, 1907.
II. Соловьев Е. (Андреевич), Предисловие к "Главнейшим течениям" в изд. Павленкова, 1898—1900; Hansson О., Das junge Skandinavien, Dresden, 1891.
В. Фриче

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора
Брандес Г. Вениамин Дизраэли. (1878)
Брандес Г. Вильям Шекспир, т. 1—3. (1895—1896)
Брандес Г. Вольфганг Гете, т. 1—2. (1914—1915)
Брандес Г. Литературные характеристики и разбор произведений. (1908)
Брандес Г. Людвиг Хольберг. (1884)
Брандес Г. Польские впечатления. (1888)
Брандес Г. Русские впечатления. (1888)
Брандес Г. Серен Кьеркегор. (1877)
Нет ни одного отзыва