0

Циолковский Константин Эдуардович

Циолковский Константин Эдуардович [5(17).9.1857, с. Ижевское, ныне Рязанской области, - 19.9.1935, Калуга], русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики. Родился в семье лесничего. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух: глухота не позволила продолжать учёбу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии. К этому времени относятся первые научные исследования Ц. Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880-81 написал работу "Теория газов", в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа "Механика животного организма" (те же годы) получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова, и Ц. был принят в Русское физико-химическое общество.
Основные работы Ц. после 1884 были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. С 1896 Ц. систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После Октябрьской революции 1917 он много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.
Первым печатным трудом о дирижаблях был "Аэростат металлический управляемый" (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой (см. Воздухоплавание). Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Ц. не был поддержан: автору было отказано в субсидии на постройку модели. Обращение Ц. в Генеральный штаб рус. армии также не имело успеха. В 1892 Ц. переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области - созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Ц. принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье "Аэроплан, или Птицеподобная (авиационная) летательная машина" (1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 15-18 лет. В аэроплане Ц. крылья имеют толстый профиль с округлённой передней кромкой, а фюзеляж - обтекаемую форму. Ц. построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и др. тел. Но работа над аэропланом, так же как над дирижаблем, не получила признания у официальных представителей русской науки. На дальнейшие изыскания Ц. не имел ни средств, ни даже моральной поддержки. Много лет спустя, уже в советское время, в 1932 он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями.
Важнейшие научные результаты получены Ц. в теории движения ракет (ракетодинамике). Мысли об их использовании в космосе высказывались Ц. ещё в 1883, однако создание им математически строгой теории реактивного движения относится к 1896. Только в 1903 ему удалось опубликовать часть статьи "Исследование мировых пространств реактивными приборами", в которой он обосновал реальную возможность их применения для межпланетных сообщений. В этой статье и последовавших продолжениях её (1911, 1914) он заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя (ЖРД). Рассмотрение практической задачи прямолинейного движения ракеты привело Ц. к решению новых проблем механики тел переменной массы. Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишённых атмосферы. В 1926-29 Ц. разработал теорию многоступенчатых ракет (см. Составная ракета). Он первым решил задачу о движении ракеты (см. Циолковского формула) в неоднородном поле тяготения и рассмотрел (приближённо) влияние атмосферы на полёт ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.
Ц. - основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли (ИСЗ) - и высказал идею создания околоземных станций (см. Орбитальная станция) как искусственных поселений, использующих энергию Солнца и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полётах. Ц. написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве и др.
Ц. выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты и изменения траектории её центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического корабля (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла ЖРД; насосная система подачи компонентов топлива (для уменьшения массы двигательной установки); оптимальные траектории спуска космического аппарата при возвращении из космоса и др. В области ракетных топлив Ц. исследовал большое число различных окислителей и горячих для ЖРД; рекомендовал следующие топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами и др.
Ц. - первый идеолог и теоретик освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порожденных Землёй мыслящих существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в которых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различных исторических эпох. Ц. - автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в др. областях знаний: лингвистике, биологии и др.
При Советской власти условия жизни и работы Ц. радикально изменились. Ц. была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности. Его труды в огромной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и др. странах. За "Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР" Ц. в 1932 награжден орденом Трудового Красного Знамени. В связи со 100-летием со дня рождения Ц. в 1954 АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского "За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений". В Калуге и Москве сооружены памятники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт в Калуге, Московский авиационный технологический институт. Именем Ц. название кратер на Луне.
Соч.: Собр. соч., т. 1-4, М., 1951-64; Избр. труды, кн. 1-2, Л., 1934; Труды по ракетной технике, М., 1947; в кн.: Пионеры ракетной техники. Кибальчич, Циолковский, Цандер, Кондратюк. Избр. труды, М., 1964.
Лит.: Юрьев Б. Н., Жизнь и деятельность К. Э. Циолковского, в кн.: Труды по истории техники, в. 1, М., 1952; Космодемьянский А. А., К. Э. Циолковский - основоположник современной ракетодинамики, там же; его же, Константин Эдуардович Циолковский, в кн.: Люди русской науки, с предисл. и вступ. ст. академик С. И. Вавилова, т. 2, М. - Л., 1948 (имеется список трудов Ц. и лит. о нём); его же, Константин Эдуардович Циолковский, М., 1976; Впереди своего века, М., 1970; Арлазоров М. С., Циолковский, Тула, 1977.
А. А. Космодемьянский.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора
Циолковский К.Э. 1. Дополнительные технические данные к построению металлической оболочки дирижабля без дорогой верфи. 2. Отзыв Леденцовского общества о моем дирижабле. (1915)
Циолковский К.Э. Атлас дирижабля из волнистой стали. (1931)
Циолковский К.Э. Аэроплан, или птицеподобная (авиационная) летательная машина. (1895)
Циолковский К.Э. Аэростат металлический управляемый. (1893)
Циолковский К.Э. Вне Земли. (2008)
Циолковский К.Э. Воздухоплавание. (1910)
Циолковский К.Э. Воздушный транспорт. (1916)
Циолковский К.Э. Вопросы воздухоплавания. (1900)
Циолковский К.Э. Второе начало термодинамики. (1914)
Циолковский К.Э. Гений среди людей. (2002)
Циолковский К.Э. Горе и гений. (1916)
Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе. (1986)
Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе и эффекты всемирного тяготения. (1895)
Циолковский К.Э. Давление воздуха на поверхности, введенные в искусственный воздушный поток. (1899)
Циолковский К.Э. Дирижабли. (1931)
Циолковский К.Э. Евангелие от Купалы. (2003)
Циолковский К.Э. Жизнь в межзвездной среде. (1964)
Циолковский К.Э. Защита аэроната. (1911)
Циолковский К.Э. Звездоплавателям ( 1930 г.). (1930)
Циолковский К.Э. Избранные труды. (1962)
Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами. (1977)
Циолковский К.Э. К.Э. Циолковский: неизвестные разумные силы. (1991)
Циолковский К.Э. Как увеличить энергию взрывательных ( тепловых) двигателей (октябрь 1931 г.). (1931)
Циолковский К.Э. Космические ракетные поезда. (1977)
Циолковский К.Э. Миражи будущего общественного устройства. (2006)
Циолковский К.Э. Монистический материализм. (2007)
Циолковский К.Э. Моя жизнь и работа : цели звездоплавания. (2012)
Циолковский К.Э. Мысли о будущем. (1958)
Циолковский К.Э. На Луне. (1984)
Циолковский К.Э. Научно-юбилейный сборник. (1932)
Циолковский К.Э. Образование земли и солнечных систем. (1915)
Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. (2001)
Циолковский К.Э. Памятка. (1935)
Циолковский К.Э. Первая модель чисто металлического аэроната из волнистого железа. (1913)
Циолковский К.Э. Первопричина (1918 г.). (1999)
Циолковский К.Э. Приключения Атома. (2009)
Циолковский К.Э. Причина космоса; Воля Вселенной; Научная этика. (1991)
Циолковский К.Э. Промышленное освоение космоса. (1989)
Циолковский К.Э. Простейший проект чисто металлического аэроната из волнистого железа. (1914)
Циолковский К.Э. Простое учение о воздушном корабле и его построении. (1904)
Циолковский К.Э. Ракета в космическое пространство. (1963)
Циолковский К.Э. Реактивные летательные аппараты. (1964)
Циолковский К.Э. Реактивный аэроплан. (1930)
Циолковский К.Э. Самостоятельное горизонтальное движение управляемого аэростата. (1898)
Циолковский К.Э. Сжиматель газов. (1931)
Циолковский К.Э. Собрание сочинений. (1951-1964)
Циолковский К.Э. Сопротивление воздуха и воздухоплавание. (1903)
Циолковский К.Э. Таблица дирижаблей из волнистого металла. (1915)
Циолковский К.Э. Труды по воздухоплаванию. (2010)
Циолковский К.Э. Труды по ракетной технике. (1947)
Циолковский К.Э. Успехи воздухоплавания в XIX веке. (1901)
Циолковский К.Э. Философия космической эпохи. (2013)
Циолковский К.Э. Черты из моей жизни. (1983)
Циолковский К.Э. Что делать на Земле (1928 г.) : Жизнь человечества (1930 г.). (1999)
Циолковский К.Э. Щит научной веры. (2007)
Книги (19)
Нет ни одного отзыва