0

Хомяков Алексей Степанович

Хомяков Алексей Степанович [1(13).5.1804, Москва, - 23.9 (5.10).1860, с. Ивановское, ныне Данковского района Липецкой области], русский религиозный философ, поэт, публицист; основатель славянофильства (см. Славянофилы). Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование, сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. Был близок московскому кружку "любомудров". Сотрудничал в журнале "Европеец", "Москвитянин", "Русская беседа", был председателем общества любителей русской словесности при Московском университете (1858-60). Сторонник отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть, но предлагал созыв Земского собора и ряд др. либеральных реформ (свободное выражение общественного мнения, отмена смертной казни и т.п.). Статьей Х. "О старом и новом" (1839), распространявшейся в списках, датируется возникновение славянофильства.
Творчеству Х. свойственна полемическая направленность (критика католицизма, протестантизма, западников, немецкого классического идеализма и др.). В центре его воззрений - учение о "соборности" ("кафоличности", цельности, внутренней полноте), характеризующей природу не только христианской церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества. Тем самым "соборность" трактуется Х. как общий метафизический принцип устроения бытия - множество, собранное силой любви в "свободное и органическое единство" (противоположный тип - "ассоциация", формальное, внешнее соединение множества элементов). В дальнейшем это учение Х. стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк). Существование человека, по Х., динамично: он наделён способностью устремляться к бытию, Богу, но для сохранения этой устремлённости необходимо особое состояние, "истинная вера", когда всё многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность (важную роль в этом Х. отводил воле). Вера - это одновременно "познание и жизнь", "живознание".
В социальной философии противопоставление "соборности" и "ассоциативности" выступает у Х. в виде антитезы общины и "дружины" (или "коммуны"), "истинного братства" и "условного договора" и т.д.; идеализируя русскую крестьянскую общину, он усматривает в ней наибольшее приближение к общественному идеалу. Мировая история, по Х., это история народов, каждый из которых мыслится в духе романтизма как коллективная личность, "живое лицо", наделённое неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется у Х. соотношением начал "ассоциативности" и "соборности" в духовных истоках нации; с этой же антитезой связано и возведение в "Записках о всемирной истории" всех мировых религий и культур к двум началам - "кушитскому" (покорность необходимости - вещественный или логический, религиозный магизм и т.п.) и "иранскому" (свободная стихия духа, личности, устремлённость к творчеству, нравственное самосознание и т.д.). Специфический характер русской истории Х., как и др. славянофилы, усматривал в православии как единственном источнике просвещения на Руси, в "мирном" процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием "чужеродных" начал западной цивилизации привело, по Х., к разрыву между "просвещённым обществом" и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам - единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. В рамках этой культурно-исторической и социальной утопии славянофилов Х., в отличие от И. В. Киреевского и К. С. Аксакова, более критически относился к ранним этапам русской истории.
Поэтические произведения Х. - стихотворные трагедии "Ермак" и "Дмитрий Самозванец", лирические стихотворения - тесно связаны с его философскими и историческими воззрениями, проникнуты гражданским пафосом ("России" и др.).
Соч.: Полное собрание соч., т. 1-8, М., 1886-1906; Соч., кн. 1-6, П., 1915; Стихотворения и драмы, вступ. ст. Б. Ф. Егорова, Л., 1969.
Лит.: Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 157: Лясковский В. Н., А. С. Хомяков. Его жизнь и сочинения, М., 1897; Завитневич В. З., А. С. Хомяков, т. 1 (кн. 1-2) - 2, К., 1902-13 (лит.); Бердяев Н. А., А. С. Хомяков, М., 1912; История философии в СССР, т. 2, М., 1968; Gratieux A., A. S. Khomiakov et le mouvernent slavophile, t. 1-2, P., 1939; Christoff P. K., An introduction to nineteenth-century Russian slavophilism, v. 1 - A. S. Xomjakov, 's-Gravenhage, 1961.
  С. С. Хоружий.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора
Хомяков А.С. 24 стихотворения. (1844)
Хомяков А.С. Всемирная задача России. (2008)
Хомяков А.С. Димитрий Самозванец. (1886)
Хомяков А.С. Ермак. (1832)
Хомяков А.С. Жизни в бурном океане. (1903)
Хомяков А.С. Избранное. (2004)
Хомяков А.С. Избранные богословские сочинения Алексея Степановича Хомякова. (1912)
Хомяков А.С. Избранные статьи и письма. (2004)
Хомяков А.С. Каталог библиотеки А.С. Хомякова в Москве. (1913-1915)
Хомяков А.С. О церкви. (1926)
Хомяков А.С. Обзор всемирной истории. (1873)
Хомяков А.С. Письмо от неустановленного лица без подписи по вопросу дворянских выборов
Хомяков А.С. Предсмертное неоконченное сочинение А.С. Хомякова. (1860)
Хомяков А.С. Работы по богословию
Хомяков А.С. Сборник избранных стихотворений с портретами и биографиями для семьи и школы. (1910)
Хомяков А.С. Светлое Воскресение. (2004)
Хомяков А.С. Систематический каталог библиотеки А.С. Хомякова. (1911)
Хомяков А.С. Сочинения Алексея Степановича Хомякова. (1915)
Хомяков А.С. Сравнение русских слов с санскритскими. (1855)
Хомяков А.С. Стихотворения. (2000)
Хомяков А.С. Стихотворения и драмы. (1969)
Хомяков А.С. Стихотворения Алексея Степановича Хомякова (1804-1860). (1966)
Хомяков А.С. Сочинения богословские. (1995)
Хомяков А.С. Учение о Церкви. (1907)
Хомяков А.С. Философские и богословские произведения. (2013)

Хомяков А.С. Царь Феодор Иоаннович. (1881)
Нет ни одного отзыва