0

Лебедев Алексей Петрович

Алексей Петрович (1845 – 1908), рус. правосл. историк Церкви.

Алексей Петрович ЛебедевРод. в семье сел. священника Моск. губернии; окончил МДА (1870); ученик прот. Горского. Докторская диссертация Л. посвящена истории Вселенских соборов 4 и 5 вв. и их связи с александрийской и антиохийской школами (М., 1904, ч. 1). Работа вызвала острую полемику как в русской, так и в зарубежной печати; рецензию на нее написал Гарнак.Основные церк.-историч. труды Л. составили 8-томный цикл, охватывающий историю Древней Церкви и Восточных церквей. Эта уникальная в отечеств. лит-ре работа отмечена печатью таланта и большой эрудиции. С 1870 по 1895 Л. преподавал в МДА, потом перешел на кафедру церк. истории в Моск. университет. "У проф. Лебедева, – пишет один из совр. богословов, – нет биографии в общепринятом смысле. История его жизни – это история его лекций и книг. Его внутренняя жизнь отличалась богатством содержания, но внешне выглядела однообразной и ничем не примечательной". Хотя взгляды Л. часто подвергались критике и его необоснованно обвиняли в приверженности к идеям тюбингенской школы, он был одним из самых популярных профессоров МДА. К числу его учеников принадлежали такие выдающиеся церк. историки, как Андреев и Глубоковский.Ряд исследований Л. посвятил раннехрист. и новозав. тематике. Наиболее важное среди них – "Братья Господни" (М., 1905). В нем поднимается трудный вопрос еванг. истории, к-рый едва ли когда-нибудь будет решен окончательно: кем были люди, названные "братьями Господними" (см. ст. Родословия Христа и братья Господни). Л. рассмотрел две гипотезы, одна из к-рых утверждает, что братья Господни были детьми Иосифа Обручника от умершей жены, а другая считает братьев Господних детьми сестры Девы Марии, к-рую тоже звали Мария. Разобрав недостатки этих гипотез, Л. предложил собственную. По его мнению, Мария Клеопова была женой брата Иосифа и поэтому называлась "сестрой" Девы Марии, а ее дети "братьями" Иисуса. Свою гипотезу Л. назвал "антиохийской", т. к. нашел ей подкрепление в трудах экзегетов антиохийской школы.Л. считал своим долгом знакомить рус. публику c зап. богосл. и церк.-историч. литературой. Он стремился преодолеть схоластич. методы исследования и подготовить почву для дальнейшего развития отечеств. богословия.

Литература:
- Сущность христианства по изображению церк. историка А.Гарнака, БВ, 1901, № 10–12; Преосвященный Порфирий Успенский, БВ, 1904, № 9; Историч. процесс религ.-нравств. развития человечества по ап. Павлу, ВиР, 1907, № 4–5; По вопросу о происхождении первохрист. иерархии, Серг. Пос., 1907; К моей учено-лит. биографии, БВ, 1907, № 6.
- Андреев И. Д., А. П. Л. (Некролог), ЖМНП, 1908, № 9–10; Георгий (Г. Г. Ярошевский), Теория проф. А. П. Л. о Братьях Господних, Харьков, 1907; Глубоковский Н. Н., Памяти покойного проф. А. П. Л., СПб., 1908; Горский-Платонов П., Голос старого профессора по делу А. П. Л. с покойным проф. А. М. Иванцевым-Платоновым, М., 1900; НЭС, т. 24; Покровский А. И., Проф. А. П. Л. (Некролог), Серг. Пос., 1909; С-о в, Церковный историк А. П. Л., ЖМП, 1964, № 1; У Троицы в Академии, 1814 – 1914, М., 1914.

Мень А. Библиологический словарь

Книги (5)
Нет ни одного отзыва