0

Голубинский Евгений Евсигнеевич

Евгений Евсигнеевич Голубинский (28 февраля [12 марта] 1834, село Матвеево, Кологривский уезд, Костромская губерния — 7 [20] января 1912, Сергиевский посад, Дмитровский уезд, Московская губерния) — историк Русской Церкви и церковной архитектуры. Академик Императорской академии наук. Автор ряда фундаментальных исследований по истории Русской Церкви. Считается сторонником позитивизма.
Родился в семье священника Е. Ф. Пескова, который дал ему фамилию в память о земляке протоиерее Ф. А. Голубинском. Существуют записки Голубинского о его детстве и молодости (опубликованы посмертно, в 1923 году).
В 1843—1848 годы обучался в Солигаличском духовном училище.
В 1854 году окончил Костромскую духовную семинарию и как лучший ученик был зачислен в Московскую духовную академию на казённый кошт.
В 1858 году окончил Московскую духовную академию, с 1861 года преподавал в ней историю Русской Церкви.
С 1881 года профессор МДА; в 1895 году вышел в отставку.
В 1906—1907 годы был членом Предсоборного присутствия.
Первой работой Голубинского было его курсовое сочинение «Об образе действования православных государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу церкви против еретиков и раскольников» (1859).
В совершенстве овладев греческим языком, отправился в поездку на греческий восток в 1872—1873 годы, а также в Европу.
В своём подходе к историческому материалу киевского (домонгольского) периода применил критический историко-сравнительный метод, ранее не использовавшийся применительно к данной теме, сопоставляя имеющиеся свидетельства с византийской церковно-канонической практикой. Прославился своим смелым обращением с легендарными фигурами истории и русской святости.
Некоторые работы при жизни не были опубликованы по цензурным соображениям. Пользовался поддержкой А. В. Горского, митрополита Макария (Булгакова) и обер-прокурора Д. А. Толстого; всячески противодействовал ему К. Победоносцев.
За «Историю Русской церкви» (1880—81) Голубинский был удостоен полной Уваровской премии.
В 1903 году был избран ординарным академиком Академии Наук.
В 1906 году окончательно потерял зрение.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора

Голубинский Е.Е. А.П. Кадлубовского «Очерки по истории древнерусской литературы житий святых». (1902)
Голубинский Е.Е. Археологический атлас ко второй половине 1-го тома. (1906)
Голубинский Е.Е. Вопрос о заимствовании домонгольскими русскими от греков так называемой схедографии, представлявшей собою у последних высший курс грамотности. (1904)
Голубинский Е.Е. История алтарной преграды или иконостаса в православных церквах. (1872)
Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. (1903)
Голубинский Е.Е. К вопросу о начале книгопечатания в Москве. (1895)
Голубинский Е.Е. К вопросу о церковной реформе. (1906)
Голубинский Е.Е. К нашей полемике с старообрядцами. (1892)
Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами. (Общие вопросы: Как явилась у Никона мысль об исправлении обрядов и книг и что такое было или в чем состояло его исправление книг?). (1892)
Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами. (Общие вопросы: Необходимо ли было Никоново исправление обрядов и книг). (1892)
Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами. (Общие вопросы: О перстоложении для крестного знамения и благословения). (1892)
Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами. (Общие вопросы: Что было причиною возникновения у нас раскола старообрядства?). (1892)
Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами. (Частные вопросы: О песни аллилуйя). (1892)
Голубинский Е.Е. К нашей полемике с старообрядцами: О происхождении раскола старообрядства: Ответ на статью свящ. С. Голубинский, Е.Е. Ледовского «О греко-восточном православии», помещенную в «Братском слове». (1895)
Голубинский Е.Е. Кирилл и Мефодий. Главнейшие источники для истории свв. Кирилла и Мефодия, сочинение А.Д. Воронова. (1878)
Голубинский Е.Е. Митрополит всея России св. Пётр. (1892)
Голубинский Е.Е. Митрополит всея России Феогност. (1893)
Голубинский Е.Е. О реформе в быте Русской Церкви. (1913)
Голубинский Е.Е. Ответ на статью «Московский академический историк о житии преп. Сергия», напечатанную в журнале «Странник». (1893)
Голубинский Е.Е. Отчёт о заграничном путешествии (с конца мая 1872 г., полтора года) в Грецию и Славянские православные земли, для ближайшего ознакомления с внутренним бытом современной и памятниками исторической церковной жизни. (1875)
Голубинский Е.Е. Отзыв о сочинении г. С. Голубева «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники». Т. 1. (1885)
Голубинский Е.Е. Отзыв о труде профессора А.Д. Воронова «Кирилл и Мефодий. Главнейшие источники для истории святых Кирилла и Мефодия». (1878)
Голубинский Е.Е. Ответ о. протоиерею И.Г. Виноградову. (1893)
Голубинский Е.Е. Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия: I. Школы. П. Писатели. (1872)
Голубинский Е.Е. По поводу перестроя В. И.Ламанским истории деятельности Константина Философа, первоучителя славянского. (1907)
Голубинский Е.Е. Памяти заслуженного профессора Московской Духовной Академии Петра Симоновича Казанского. (1878)
Голубинский Е.Е. Порабощение Руси монголами и отношение ханов монгольских к Русской Церкви или к вере русских и к их духовенству. (1893)
Голубинский Е.Е. Разбор сочинения В. Жмакина «Митрополит Даниил и его сочинения». (1882)
Голубинский Е.Е. Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские. (1885)
Голубинский Е.Е. Святые Константин и Мефодий — апостолы славянские. (1985)
Голубинский Е.Е. Христианство в России до Владимира Святого. (1876)

Книги (10)
Нет ни одного отзыва