Булгаков Сергей Николаевич

Булгаков Сергей Николаевич

Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) - русский философ, богослов, православный священник, экономист, теолог. Один из основателей и профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже.

Краткая биография:

Родился в семье сельского священника. В 1885-88 годы учился в Орловской духовной семинарии, в 1890–94 годы – на юридическом факультете Московского университета. Увлёкся марксизмом.
Первая книга Булгакова - "О рынках при капиталистическом производстве" (1897). С 1901 года в Киеве, профессор Политехнического института и приват-доцент университета. В это время происходит переход Булгакова от материализма к "нравственному идеализму" ("От марксизма к идеализму", 1903). В работах по аграрному вопросу отстаивает теорию устойчивости крестьянского хозяйства ("Капитализм и земледелие", том 1- 2, 1900). Под влиянием идей В.C. Соловьёва, Ф.М. Достоевского происходит эволюция взглядов Булгакова к религиозному мировоззрению в духе христианского социализма.
С 1904 года совместно с Н.А. Бердяевым редактировал журнал "Новый Путь", с 1905 года - "Вопросы Жизни". В 1906 году переехав в Москву, работал в Московском университете (приват-доцент), участвовал в организации Религиозно-философского общества. Депутат 2-й Государственной Думы от Орловской губернии в качестве "независимого христианского социалиста"; Булгаков был поражён "невежественностью, никчёмностью этого собрания" ("Автобиографические записки", 1946), после чего окончательно разочаровался в политической деятельности. Позиция культурного консерватизма, занятая Булгаковым, нашла отражение в статье “Героизм и подвижничество" ("Вехи", 1909), направленной против гордыни "человекобожества" русской интеллигенции, а также в сборнике статей "Два града. Исследования о природе общественных идеалов" (1911).
После Февральской революции 1917 года трагически переживал падение самодержавия - "мистической священной Государственной Власти" как "государственной вселенской идеи" ("Автобиографические записки"), "видел и чувствовал, что пришёл красный Хам, что жизнь становится вульгарной и низкой и нет уже России" (там же, с. 91). 16 марта выступил перед московскими писателями на собрании в Художественном театре и, противопоставляя "свободу отрицательную", ведущую к «зоологическому засилию "интересов"» "свободе творчества и ответственности, духовного достоинства", отмечал, что "дело освобождения не может оставаться только внешним политическим актом, оно должно стать и духовным подвигом, творческим деянием русского народа" ("Русская Свобода", 1917).
25 мая определением Святейшего Синода Булгаков включён в состав Предсоборного совещания для подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви. В речи на Всероссийского съезде духовенства и мирян в Москве 4 июня подчёркивал, что православие, освободившееся от "соблазна" "неразрывной связи с самодержавием", стоит перед новым искушением - "поклониться новому идолу – демократии", которую Булгаков противопоставлял церковной соборности ("Христианская Мысль", 1917). Задачу церкви видел в том, чтобы преодолеть соблазн демократии и не пойти ни за католичеством, которое... стало властью, ни за протестантством, которое церковь растворило в демократии" (там же, с. 116). Как отмечал В.В. Зеньковский, "церковная по своему существу речь... была съездом воспринята... как чисто политический выпад против демократии" (там же, с. 119). С конце 1917 года был занят исключительно участием в работе Священного Собора Православной Российской Церкви, выступал за восстановление патриаршества.
После Октябрьской революции составил 8 ноября по поручению Собора воззвание, долженствовавшее "осудить перед лицом народа выступление большевиков и поругание ими святынь Кремля". В воззвании подчёркивалось, что последствиями "развязанного братоубийства" будут "вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения – кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов – смещение языков и ожесточённая ненависть братьев" ("Деяния Священного Собора", Петроград, 1918, книга 3). Булгаков призывал народ "оставить безумную и нечестную мечту лжеучителей, призывающих осуществление всемирного братства путём всемирного междоусобия" (там же, с. 187). 13 ноября выступал докладчиком о правовом положении церкви в государстве. В устном выступлении и в одобренной большинством Декларации утверждал, что церковь должна строить отношения с государством "не практически или исторически, но по вечным заветам своего бытия... не считаясь с изменчивым положением государства" (там же, том 4, с. 6), поэтому "должно быть осуждено, отвергнуто и признано абсурдным то, что называется отделением церкви от государства" (там же, с. 8).
В сборнике "Из глубины" (1918; издание было запрещено; опубликовано в СССР в 1990) поместил философско-публицистическую работу "На пиру богов. Современные диалоги", где, подводя итоги революции, как всеобъемлющего культурного кризиса, утверждает, что "с оцерковлением русской жизни только и может быть связана надежда на культурное возрождение России", поскольку "пролетарская культура" оказывается "бессильна и бесплодна... по всей линии, и прежде всего в самом жизненном для неё вопросе - дисциплины труда". 9 июня 1918 по благословению патриарха Тихона Булгаков принимает духовный сан и уходит из Московского университета.
В июле переезжает в Крым; профессор политической экономии и богословия Таврического университета (Симферополь), после разгрома войск генерала П.Н. Врангеля – протоиерей ялтинского собора. 17 декабря 1922 года выслан из России в Константинополь. Занимался преподавательской деятельностью в Праге и Париже. В 1930-е годы участвовал в экуменическом движении. В годы второй мировой войны активно протестовал против насилия фашизма, благословил на участие в Движении Сопротивления своих духовных детей Е.Ю. Кузьмину-Караваеву (Мать Мария) и священника Д. Кляпинина.
В 1934 году он совершил большую поездку по США. Наиболее перспективным направлением в экуменической сфере оказалось сотрудничество с Англиканской церковью. В конце 1927 — начале 1928 года проходит англо-русский религиозный съезд, результатом которого стало учреждение двухстороннего Содружества святого Албания и преподобного Сергия Радонежского.
В 1939 году у отца Сергия был обнаружен рак горла. Перенёс операцию, которая угрожала утратой способности говорить, служить, читать лекции. Однако «огромным усилием воли он научился говорить (хотя и не особенно внятно) без голосовых связок. Он служил ранние литургии в приделе во имя Успения Божией Матери (на них приходили преданные ему духовные дети), продолжал читать лекции по догматическому богословию, осуществлять свои пастырские заботы и писать свои труды». Начавшаяся Вторая мировая война ограничила ещё более сферу его трудов. Однако до последних дней жизни, в тяжёлых условиях оккупированного Парижа, он не прекращал работать над новыми сочинениями и совершать богослужения. Его творчество обладает редкой цельностью: всем его главным темам он сумел подвести итог и дать отчётливое завершение. Последнюю, как и в каноне Священного Писания, свою книгу «Апокалипсис Иоанна», он закончил незадолго до смерти.
В ночь с 5-го на 6-ое июня 1944 года с отцом Сергием случился удар, после которого он в течение сорока дней пребывал в бессознательном состоянии. У его постели дежурили четыре его духовные дочери, которые были свидетельницами его преображения: "В субботу утром 10-го июня 1944 года, когда сестра Иоанна сидела одна у постели о. Сергия, она поразилась: так непрестанно стало изменяться напряжённое выражение его лица, как будто вел он какой-то таинственный потусторонний разговор. Неожиданно лицо его начало становиться светлее и радостнее. Выражение мучительной напряжённости стало всецело преображаться в выражение мирной детской наивности. Сестра Иоанна немедленно позвала остальных и они вчетвером были свидетельницами необычайного просветления лица о. Сергия. Однако это просветление не стирало черт лица и выражения его радости. Эта удивительная озаренность длилась два часа, как сказала мать Феодосия, взглянувшая на часы. Она промолвила: «Отец Сергий приближается к Престолу Божьему и озарен Светом Его Славы».
Скончался отец Сергий 13 июля 1944 года.

Дополнительная информация об авторе:
Политические деятели России 1917
Книги автора

Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса. (1902)
Булгаков С.Н. Душевная драма Герцена. (1903)
Булгаков С.Н. Задачи политической экономии. (1903)
Булгаков С.Н. Закон причинности и свобода человеческих действий. (1903)
Булгаков С.Н. О закономерности социальных явлений. (1903)
Булгаков С.Н. О социальном идеале. (1903)
Булгаков С.Н. Об экономическом идеале. (1903)
Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. (1903)
Булгаков С.Н. Хозяйство и право. (1903)
Булгаков С.Н. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева? (1903)
Булгаков С.Н. Церковь и культура. (1906)
Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип. (1906)
Булгаков С.Н. Интеллигенция и религия. (1908)
Булгаков С.Н. Два града. (1911)
Булгаков С.Н. Ответ В.П. Соколову. (1914)
Булгаков С.Н. Отрицательное богословие. (1915)
Булгаков С.Н. Сион. (1915)
Булгаков С.Н. "На пиру богов". Pro и contra. Современные диалоги. (1918)
Булгаков С.Н. Иван Посошков. (1918)
Булгаков С.Н. У стен Херсониса. (1923)
Булгаков С.Н. Очерки учения о церкви. (1925)
Булгаков С.Н. Письмо профес. Ганса Эренберга прот. С. Булгакову о православии и протестантизме и ответ прот. С. Булгакова. (1926)
Булгаков С.Н. Очерки учения о Церкви. Обладает ли православие внешним авторитетом догматической непогрешимости. (1926)
Булгаков С.Н. Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию. (1926)
Булгаков С.Н. Очерки учения о церкви. Церковь и инославие. (1926)
Булгаков С.Н. Свв. Петр и Иоанн. Два первоапостола. (1926)
Булгаков С.Н. О Царстве Божием. (1928)
Булгаков С.Н. Лозаннская конференция и папская энциклика. (1928)
Булгаков С.Н. Г.В. Вильямс. (1928)
Булгаков С.Н. Догматическое богословие (рецензия). (1928)
Булгаков С.Н. Евхаристический догмат. (1928, 1930)
Булгаков С.Н. Очерки учения о церкви. IV. О ватиканском догмате. (1929)
Булгаков С.Н. К вопросу о дисциплине покаяния и причащения. (1929)
Булгаков С.Н. Православие и социализм (письмо в редакцию). (1930)
Булгаков С.Н. Икона и иконопочитание. (1931)
Булгаков С.Н. Душа социализма. (1931-1933)
Булгаков С.Н. Святой Грааль. (1932)
Булгаков С.Н. О чудесах Евангельских. (1932) Булгаков С.Н. На путях догмы. (1933)
Булгаков С.Н. Агнец Божий. (1933)
Булгаков С.Н. Нация и человечество. (1934)
Булгаков С.Н. Иерархия и таинства. (1935)
Булгаков С.Н. При реке Ховаре. (1935)
Булгаков С.Н. Слово в день Рождества Христова, 25 декабря 1934 г. (7 января 1935 г.). (1935)
Булгаков С.Н. Проблема "условного бессмертия". (1936—1937)
Булгаков С.Н. Жребий Пушкина. (1937)
Булгаков С.Н. Радость церковная. Слова и поучения. (1938)
Булгаков С.Н. Una Sancta. (Основания экуменизма). (1938)
Булгаков С.Н. Гонения на Израиль. (1942)
Булгаков С.Н. Невеста Агнца. (1945)
Булгаков С.Н. О моих похоронах. (1951)
Булгаков С.Н. О Frank Gavin. (1958)
Булгаков С.Н. Епископ Вальтер Фрир (in memoriam). (1958)
Булгаков С.Н. Христианство и еврейский вопрос. (1991)
Булгаков С.Н. Путь Парижского богословия. (2007)
Булгаков С.Н. Малая трилогия. (2008)

Читать далее

Книги

Агнец Божий
Булгаков С. Н.
468 ₽
Посмотреть
Невеста Агнца
Булгаков С. Н.
443 ₽
Посмотреть
Трагедия философии
Булгаков С. Н.
120 ₽
Посмотреть
Лествица Иаковля
Булгаков С. Н.
103 ₽
Посмотреть
Купина неопалимая
Булгаков С. Н.
101 ₽
Посмотреть
Друг Жениха
Булгаков С. Н.
237 ₽
Посмотреть
Дневник духовный
Булгаков С. Н.
139.2 ₽
Посмотреть
Автобиографические заметки
Булгаков С. Н.
69 ₽
Посмотреть
Воспоминания и исследования о...
Булгаков С. Н.
293 ₽
Посмотреть
Философия имени
Булгаков С. Н.
336 ₽
Посмотреть
Свет невечерний. Созерцания и...
Булгаков С. Н.
564 ₽
Посмотреть
Православие. Очерки учения...
Булгаков С. Н.
254 ₽
Посмотреть
Апокалипсис Иоанна
Булгаков С. Н.
428 ₽
Посмотреть
Икона, ее содержание и...
Булгаков С. Н.
29 ₽
Посмотреть
Толстой и Церковь. Человек и...
Булгаков С. Н.
36 ₽
Посмотреть
Философия хозяйства
Булгаков С. Н.
288 ₽
Посмотреть
Воспоминания и исследования о...
Булгаков С. Н.
121 ₽
Посмотреть
Труды по социологии и теологии
Булгаков С. Н.
151 ₽
Посмотреть
Тихие думы
Булгаков С. Н.
104 ₽
Посмотреть
Религия человекобожества у Л....
Булгаков С. Н.
40 ₽
Посмотреть

Аудиокниги