0

Швейцер Альберт

Альберт Швейцер (нем. Albert Schweitzer; 14 января 1875, Кайзерсберг, Верхний Эльзас — 4 сентября 1965, Ламбарене) — немецкий и французский теолог, философ, гуманист, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952).
Швейцер родился в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, принадлежавший в те годы Германии; ныне — территория Франции), в семье бедного протестантского пастора Луи Швейцера и его жены Адели, урождённой Шиллингер, также дочери пастора. По отцовской линии он был двоюродным дядей Ж.-П. Сартра. В 1884—1885 годах Альберт учился в реальном училище в Мюнстере, затем в гимназии в Мюльхаузене (1885—1893).
В октябре 1893 года Швейцер поступил в Страсбургский университет, где изучал одновременно теологию, философию и теорию музыки.
В 1894—1895 годах — солдат в германской армии, при этом он продолжает посещать лекции по философии. Осенью 1898 — весной 1899 годов Альберт Швейцер живёт в Париже, слушает лекции в Сорбонне, пишет диссертацию о Канте, берёт уроки органа и фортепьяно, летом 1899 года продолжает свои учёные занятия в Берлине и к концу года, защитив в Страсбурге диссертацию, получает степень доктора философии, а в 1900 году — ещё и звание лиценциата теологии.
В 1901 году вышли первые книги Швейцера по богословию — «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» и «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса», весной 1902 года он начал преподавать на богословском факультете Страсбургского университета. В 1903 году на одной из своих проповедей познакомился со своей будущей женой Еленой Бреслау.
В 1905 году Швейцер принял решение посвятить остаток жизни медицине и стал студентом медицинского факультета того же Страсбургского университета, одновременно продолжая свои научные труды: в 1906 году вышла его теологическое исследование о поисках «исторического Иисуса» под названием «От Реймаруса до Вреде» и эссе о немецком и французском органостроении, он впервые поехал на гастроли в Испанию. В 1908 году вышел его расширенный и переработанный немецкий вариант «Баха». Он принял активное участие в работе органной секции венского конгресса Международного музыкального общества. В 1911 году сдал экзамены на медицинском факультете и выпустил в свет книгу о мистицизме апостола Павла. В 1912 году женился на Елене Бреслау. В 1913 году закончил диссертацию на тему «Психиатрическая оценка личности Иисуса» и получил степень доктора медицины.
26 марта 1913 Альберт Швейцер вместе с женой, окончившей курсы медицинских сестёр, отправился в Африку. В небольшом селении Ламбарене (провинция Габон французской колонии Французская Экваториальная Африка, позднее — Республика Габон) на собственные скромные средства он основал больницу.
В годы Первой мировой войны его вместе с женой, как немецких подданных, отправили во французские лагеря. В 1918 году был освобождён по обмену на французских военнопленных. 14 января 1919 года в день своего рождения 44-летний Швейцер стал отцом — Елена родила ему дочь Рену.
В 1919—1921 годы работал в городской больнице в Страсбурге, выступал с органными концертами в крупнейших городах Европы. В 1920—1924 годах он читал лекции в Швеции и других европейских странах, стал почётным доктором Цюрихского университета. Гастроли и лекции позволили доктору Швейцеру рассчитаться с военными долгами и собрать некоторые средства на восстановление больницы в Ламбарене. А в 1923 году вышло его главное философское сочинение — «Философия культуры» в 2-х томах.
В феврале 1924 года Швейцер вернулся в Африку, принявшись за строительство разрушенной больницы. Из Европы прибыло несколько врачей и медсестер, работавших безвозмездно. К 1927 году новая больница была построена, и в июле Швейцер вернулся в Европу, вновь занявшись концертной деятельностью и чтением лекций.
В 1928 Альберту Швейцеру была присуждена Франкфуртская премия Гете, на средства от которой был построен дом в Гюнсбахе, ставший местом отдыха персонала больницы Ламбарене. В 1933—1939 годах он работал в Африке и периодически посещал Европу для чтения лекций, органных концертов, издания своих книг. В это время несколько европейских университетов присуждают ему почётные докторские степени. После начала Второй мировой войны Швейцер остался в Ламбарене и только в 1948 смог вернуться в Европу. В 1949 по приглашению Чикагского университета посетил США. В 1953 году Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года, а на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. Член-корреспондент Британской академии (1956). В апреле 1957 Швейцер выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия. В мае 1957 года умирает Елена Бреслау — жена и соратница Альберта Швейцера.
После того как Швейцер в 1959 навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира. До самых последних своих дней он продолжает принимать пациентов, строить больницу и выступать с воззваниями против ядерных испытаний. Умер Альберт Швейцер 4 сентября 1965 в Ламбарене и похоронен под окнами своего кабинета рядом с могилой жены. Больница, основанная доктором Швейцером, существует до сих пор, и по-прежнему принимает и исцеляет всех нуждающихся в помощи.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора

Швейцер А. Африканские истории. (1955)
Швейцер А. Вопрос об историчности Иисуса. (1906)
Швейцер А. Воспитатель человечества Толстой. (1960)
Швейцер А. Гёте. Четыре речи. (1950)
Швейцер А. Гуманность. (1961)
Швейцер А. Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую. (1953)
Швейцер А. Из моего детства и юношества. (1924)
Швейцер А. Из моей жизни и моих мыслей. (1931)
Швейцер А. Между водой и девственным лесом. (1921)
Швейцер А. Мир или атомная война. (1958)
Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика. (1935)
Швейцер А. Мистика апостола Павла. (1930)
Швейцер А. О положении нашей культуры. (1947)
Швейцер А. От Реймаруса до Вреде и История исследования жизни Иисуса. (1906)
Швейцер А. Отношение белых к цветным расам. (1928)
Швейцер А. Письма из Ламбарене. (1925—1927)
Швейцер А. Проблема мира в современном мире. Нобелевская речь. (1954)
Швейцер А. Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах. (1901)
Швейцер А. Проблема этики в ходе развития человеческой мысли. (1954—1955)
Швейцер А. Психиатрическая оценка личности Иисуса. (1913)
Швейцер А. Религия в современной культуре. (1934)
Швейцер А. Строительное искусство немецких и французских органов. (1927)
Швейцер А. Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса. (1901)
Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I. (1923)
Швейцер А. Философия и движение в защиту животных. (1950)
Швейцер А. Философия религии Канта. (1899)
Швейцер А. Христианство и мировые религии. (1924)
Швейцер А. Этика сострадания. Проповеди 15 и 16. (1919)

Нет ни одного отзыва