0

Сартр Жан-Поль

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, там же) — французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр склонялся к марксизму, впрочем, и до этого позиционировал себя как человек левого толка), писатель, драматург и эссеист, педагог.
Вернул термин «Антироман», ставший обозначением литературного направления, в практический словарь литературной критики.
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года, от которой отказался.
Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребёнком в семье. Его отец Жан-Батист Сартр, офицер военно-морских сил Франции, мать — Анна-Мария Швейцер. По материнской линии Жан-Поль был двоюродным племянником Альберта Швейцера. Когда Жан-Полю было всего лишь 15 месяцев, у него умер отец. Семья перебралась в родительский дом в Мёдоне.
Образование Сартр получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу (фр. École normale supérieure) в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929—1939 и 1941—1944); с 1944 года целиком посвятил себя литературной работе. Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.
Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал «Новые времена» (Les Temps modernes). Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом Всемирного Совета Мира.
В 1956 году Сартр и редакция журнала «Новые времена» дистанцировались (в отличие от Камю) от принятия идеи французского Алжира и поддержали стремление к независимости алжирского народа. Сартр выступает против пыток, защищает свободу народов определять свою судьбу, анализирует насилие как гангренную производную колониализма.
После неоднократных угроз французских националистов ими была дважды взорвана его квартира в центре Парижа; редакцию «Новых времён» боевики-националисты захватывали пять раз.
Сартр, как и многие представители интеллигенции стран третьего мира, активно оказывал поддержку кубинской революции 1959 года. В июне 1960 года он написал во Франции 16 статей, озаглавленных «Ураган на сахар». В это время он сотрудничал с кубинским новостным агентством «Пренса Латина». Но потом произошёл разрыв c Кастро, в 1971 году из-за «дела Падилья», когда кубинский поэт Падилья был заключён в тюрьму за критику режима Кастро.
Сартр принял активное участие в Трибунале Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме. В 1967 году Международный трибунал по расследованию военных преступлений провёл два своих заседания — в Стокгольме и в Роскилде, где Сартр произнёс свою нашумевшую речь о геноциде, в том числе во французском Алжире.
Сартр был участником революции во Франции 1968 года (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы — многочисленных демократических, маоистских движений и организаций. Участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956 года, Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу, против подавления инакомыслия в СССР. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались, но всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», если цитировать роман «Тошнота».
В 1968 году во время студенческих волнений в Париже Жан-Поль Сартр отказался от учреждения студенческой премии в свою честь в Сорбонне (премию предполагалось присуждать за лучшее студенческое эссе на темы, посвящённые проблемам трактовки понятий свободы, экзистенциального выбора и гуманизма в целом)[источник не указан 138 дней].
Во время очередного протеста, переросшего в беспорядки, был задержан Ж.-П.Сартр, что вызвало негодование студенчества. Когда об этом узнал Шарль де Голль, то он приказал выпустить Сартра, сказав: «во Франции Вольтеров не сажают»
Жан-Поль Сартр умер в 1980 году, и в последний путь его провожали 50 тысяч человек.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора

Сартр Ж.-П. "Бунт — дело правое". (1974)
Сартр Ж.-П. Аминадав, или О фантастике, рассматриваемой как особый язык
Сартр Ж.-П. Воображение
Сартр Ж.-П. Восстание в Венгрии: Призрак Сталина. (1956)
Сартр Ж.-П. Грязными руками. (1948)
Сартр Ж.-П. Дороги свободы (Незавершённая тетралогия). (1945—1949)
Сартр Ж.-П. Дьявол и господь бог. (1951)
Сартр Ж.-П. Затворники Альтоны. (1960)
Сартр Ж.-П. К театру ситуаций
Сартр Ж.-П. Картезианская свобода
Сартр Ж.-П. Левый радикализм и нелегальность (беседа Филлипа Гави, Виктора Пьера и Ж.-П. Сартра)
Сартр Ж.-П. Маоисты во Франции
Сартр Ж.-П. Медленная смерть Андреаса Баадера
Сартр Ж.-П. Мёртвые без погребения. (1946)
Сартр Ж.-П. Миф и реальность театра
Сартр Ж.-П. О геноциде. Из речи на Расселовском трибунале по военным преступлениям. (1968)
Сартр Ж.-П. Объяснение "Постороннего"
Сартр Ж.-П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность
Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому. Любовь, язык, мазохизм
Сартр Ж.-П. Попутчик коммунистической партии (интервью, данное Виктору П. в ноябре 1972)
Сартр Ж.-П. Почему я отказался от премии
Сартр Ж.-П. Проблемы метода (фрагменты)
Сартр Ж.-П. Размышления о еврейском вопросе. (1944)
Сартр Ж.-П. Сборник новелл "Герострат"
Сартр Ж.-П. Трансцендентность эго. Набросок феноменологического описания
Сартр Ж.-П. Только правда (Некрасов)
Сартр Ж.-П. Троянки. (1968)
Сартр Ж.-П. Фрейд. Киносценарий
Сартр Ж.-П. Что такое литература
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм
Сартр Ж.-П. Эпоха лишенная морали

Нет ни одного отзыва