Шавельский Георгий Иванович

Шавельский Георгий Иванович
Георгий Иванович Шавельский (1871-1951) — священнослужитель Православной Российской церкви, член российского Святейшего синода (октябрь 1915 — апрель 1917), духовный писатель, автор мемуаров, деятель экуменического движения.

Краткая биография:

Родился 18 января 1871 года в селе Дубокрай Городокского уезда Витебской губернии в семье дьячка Ивана Ивановича Шавельского. Окончив 1885 году Витебское духовное училище, в 1891 году Витебскую духовную семинарию. В 1894 году вступил в брак с Ираидой Мефодьевной Забелиной, которая в 1897 году умерла при родах. В браке родилась дочь Мария.
С августа 1891 года псаломщик Вознесенской церкви села Хвошняны Городокского уезда Витебской губернии, с 1892 года псаломщик в Преображенском храме села Усмынь Велижского уезда Витебской губернии. В марте 1895 года рукоположен в священника к Никольской церкви села Бедрицы Лепельского уезда; с декабря 1895 года по сентябрь 1898 года священник Успенской церкви села Азарково Городокского уезда.
В 1898 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1902 году со степенью кандидата богословия. С 1899 года настоятель храма в имении великого князя Дмитрия Константиновича в Стрельне.
С февраля 1902 года по март 1911 года настоятель храма св. Александра Невского (Суворово-Кончанского) при Николаевской академии Генерального штаба в Санкт-Петербурге, часто встречался с протоиереем Иоанном Кронштадтским.
Одновременно, в период Русско-японской войны, с 1904 года священник 33-го Восточно-Сибирского стрелкового полка и благочинный 9 Восточно-Сибирской стрелковой дивизии. С этим полком участвовал в девяти боях с японцами. Был награждён орденом Св. Анны 2-й и 3-й ст. с мечами, наперсным золотым крестом из кабинета Е. И. Величества на Георгиевской ленте. Выписка из наградного листа гласит: «17, 18 августа 1904 года у о. Фаньзятунь под огнём неприятеля священник Г. Шавельский исполнял пастырские обязанности и, будучи контужен, не оставил рядов полка.»
С декабря 1904 года по февраль 1906 года Главный полевой священник 1-й Манчжурской армии. В сентябре 1905 года возведён в сан протоиерея.
В 1906—1910 годах законоучитель в Смольном институте. В мае 1910 года защитил диссертацию «Последнее воссоединение униатов Белорусской епархии (1833—1839 гг.)», магистр богословия, профессор императорского Санкт-Петербургского историко-филологического института. Член совета Скобелевского комитета помощи увечным и раненым воинам, Епархиального миссионерского совета (1909), Духовного правления военного протопресвитера (1910).
В мае 1911 года был назначен протопресвитером военного и морского духовенства, с возложением митры.
В августе 1911 года, на панихиде в храме Спаса-на-Водах накануне его освящения, сказал пророческие слова:
«За забвение Бога, за глумление над Его заповедями, …за неиспользование находящихся, по воле Его, у народа сил и средств, − Бог отступается от народа, лишает его Своего благоволения и помощи, после чего беды и несчастья, как тучи черные, находят на народ, и от этих туч гибнут не всегда виновные, часто и невинные.»
С 1912 года член Общества ревнителей сближения Англиканской Церкви с Православною.
С июня 1913 года почётный настоятель Фёдоровского собора в Царском Селе. В годы Первой мировой войны находился в Ставке, откуда руководил пятитысячной армией военных священников, а также выезжал на фронт, бывал на передовых позициях.
С ноября 1915 года до апреля 1917 года присутствующий в Святейшем Синоде.
Награжден орденами св. Владимира IV степени с мечами (1906), III (1912) и II (1914) степени, св. Анны III степени с мечами, II (1904) и I степени, наперсным золотым крестом на георгиевской ленте (1905).
В марте 1917 года находился под арестом в Таврическом дворце. Тогда же подал обер-прокурору Святейшего синода прошение об отставке, однако получил от военного министра А. Ф. Керенского предписание немедленно отправиться в Ставку.
В июле 1917 года на II Всероссийском съезде военного и морского духовенства тайным голосованием большинством голосов (45 из 48) избран протопресвитером военного и морского духовенства.
В 1917 году кандидат на Петроградскую архиерейскую кафедру, получил на выборах 93 голоса. Товарищ председателя Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов, член Соборного Совета, Религиозно-просветительного совещания при нём и III, VII Отделов. Член Высшего Церковного Совета. Один из кандидатов на Патриаршество (при голосовании получил 13 голосов).
С апреля 1918 года настоятель домового храма св. Александра Невского при бывшем Управлении протопресвитера военного и морского духовенства в Петрограде. В сентябре 1918 года Витебским советом рабочих депутатов приговорён к смертной казни. Расстрел был назначен на 9 сентября. Предупреждённый об этом, был вынужден бежать.
В сентябре 1918 года с паспортом умершего крестьянина Скобленка прибыл из Витебска в Киев, находившийся тогда под властью гетмана Павла Скоропадского, где окончательно испортил личные отношения с митрополитом Киевским Антонием (Храповицким).
В ноябре 1918 года гостил в Ялте у великого князя Николая Николаевича; в декабре прибыл в Екатеринодар и приказом генерала Деникина был назначен на должность протопресвитера военного и морского духовенства Добровольческой армии (число священников в Армии — около 50).
В начале февраля 1919 года выступил с инициативой организовать Временную высшую церковную власть на Юго-Востоке России — ввиду невозможности сношений с Патриархом и Синодом в Москве. Председатель Предсоборной комиссии, товарищ председателя Юго-Восточного Русского Церковного Собора, его I, II отделов и 1-й комиссии, член ВВЦУ на Юго-Востоке России.
В апреле 1920 года генералом Петром Врангелем отстранён от должности главы военного духовенства вооружённых сил юга России и командирован за границу.
С апреля 1920 года служил в Свято-Никольском храме Софии, преподаватель в Софийской духовной семинарии, член Русского религиозно-философского кружка. Организовал братство святого Николая для помощи русским беженцам.
В эмиграции мнение о нём в консервативной церковной среде как о масоне, шпионе и ренегате ещё более укрепилось; поддерживал экуменизм, введение григорианского календаря, а также притязания на власть митрополита Евлогия (Георгиевского) в споре с митрополитом Антонием.
С 1922 года член епархиального совета при управляющем русскими православными общинами в Болгарии.
Не смог участвовать в Зарубежном («Карловацком») Соборе 1922 года, так как не получил въездной визы в Королевство сербов, хорватов и словенцев; на Соборе против него звучали обвинения в соучастии в разложении русской армии, в частности, со стороны епископа Вениамина (Федченкова).
С 1924 года законоучитель и классный наставник (в 1932–1934 годах директор) в Софийской русской гимназии, приват-доцент по кафедре гомилетики и с 1926 года профессор пастырского богословия богословского факультета Софийского университета. Председатель Русской академической группы в Болгарии, член Свято-Владимирского братства. Участвовал в организации Софийской духовной академии.
В 1926 году, ввиду готовившихся Архиерейским Синодом прещений, перешёл в юрисдикцию Болгарского экзархата и фактически порвал отношения с РПЦЗ.
С 1927 года настоятель храма Святой Седмочисленницы в Софии, участник деятельности общества «Русский сокол» и съезда РСХД. В 1930 году член Юбилейного комитета для чествования Ф. М. Достоевского.
В июле 1946 года патриарх Алексий I пригласил Шавельского вернуться в СССР и занять должность профессора Московской духовной академии; Шавельский ответил согласием. Затем, однако, патриарх по указанию председателя Совета по делам Русской православной церкви Г. Г. Карпова был вынужден отказать Шавельскому (по выражению Карпова «ввиду неполучения корпуса в Загорске, а фактически ввиду его старости»). Возвращение Шавельского на родину не состоялось.
Скончался 2 октября 1951 года в Софии. Похоронен на русском участке Центрального кладбища Софии.

Книги автора

Шавельский Г. И. Памяти преосвященного Бориса (Плотникова) // Христианское чтение. (1901)
Шавельский Г. И. Мысли и чувства христианина об отношении веры к положительной науке; Редкое церковное торжество; Молебствие в Шавельский Г. И. Суворовской церкви // Вестник военного духовенства. (1903)
Шавельский Г. И. Поучение пред исповедью; На 27 января 1904 г. (стихотворение); Из боевой жизни; Речь пред освящением знамен // Там же. (1904)
Шавельский Г. И. Из боевой жизни 33-го Восточно-Сибирского стрелкового полка // Кормчий. (1904)
Шавельский Г. И. Суворовская-Кончанская, что при Николаевской академии Генерального штаба, церковь: (1786-1906 г.): (Ист. очерк). (1906)
Шавельский Г. И. Поучение в день празднования двухсотлетия Шавельский Г. И. Полтавской победы; Слово на торжестве открытия памятника павшим // Вестник военного духовенства. (1909)
Шавельский Г. И. Евангелие и жизнь: Притча Спасителя о богаче и Лазаре. (1910)
Шавельский Г. И. Последнее воссоединение с православною церковию униатов Белорусской епархии (1833—1839 гг.). (1910)
Шавельский Г. И. Речь перед защитой диссертации // Христианское чтение. (1910)
Шавельский Г. И. Крещение Господне и наше // Духовная беседа. (1910)
Шавельский Г. И. Речи // Вестник военного и морского духовенства. (1911; 1912; 1913; 1914)
Шавельский Г. И. Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном. (1912)
Шавельский Г. И. Евангелие и жизнь: Пост и молитва: (Несколько ст. на Великий пост и приготовит. к нему недели). (1912)
Шавельский Г. И. К рекрутскому набору. (1912)
Шавельский Г. И. За веру, царя и отечество. (1912; 5-е изд. - 1916)
Шавельский Г. И. Наставление госпитальным священникам. (1914)
Шавельский Г. И. Жестокости германских солдат и офицеров // Шавельский Г. И. Церковные ведомости. (1914)
Шавельский Г. И. Христолюбивые, доблестные воины! (1915)
Шавельский Г. И. Опыт собеседований гарнизонного духовенства города Одессы с нижними чинами гарнизона применительно к программе бесед священника с нижними чинами, одобренный отц. протопресв. воен. и морск. духовен. Г.И. Шавельским. (1916)
Шавельский Г. И. Война — суд Божий. (1917)
Шавельский Г. И. Не верьте дурным слухам: они идут от врагов! (1917)
Шавельский Г. И. К вопросу о постройке поселка, инвалидного дома и приюта-гимназии // Церковно-общественная мысль. (1917)
Шавельский Г. И. Великой, свѣтлой памяти Почившихъ Вождей Добровольческой Арміи Генераловъ: Алексѣева, Корнилова, Маркова, Дроздовскаго, полк. Міочинскаго, Донского Атамана генер. Каледина. (1919)
Шавельский Г. И. Речь // Единая Русь. (1919)
Шавельский Г. И. Речь // Свободная речь. (1919)
Шавельский Г. И. О Соборе // Великая Россия. (1919)
Шавельский Г. И. (Статьи) // Церковные ведомости. (1919)
Шавельский Г. И. Православно пастирство. (1920, на болгарском языке)
Шавельский Г. И. Церковь и революция // Русская мысль. (1922)
Шавельский Г. И. Свети Атанасий Великий — светитель на църквата и светилникъ на православието. (1924, на болгарском языке)
Шавельский Г. И. Учението на графъ Л.Н. Толстой за непротивлението на злото. — (1924, на болгарском языке)
Шавельский Г. И. Православное пастырство. (1930; репринт - 1996)
Шавельский Г. И. Русская школа в Болгарии // Труды V съезда русских академических организаций за границей. (1932; 1996)
Шавельский Г. И. Память высокопреосвященного Дамиана // Голос труда. (1936)
Шавельский Г. И. Святой кн. Владимир и его дело // Русский Сокол в Болгарии. (1937)
Шавельский Г. И. Русские монастыри дореволюционного времени. (1938)
Шавельский Г. И. Св. кн. Владимир и его дело // Русский сокол в Болгарии. (1938)
Шавельский Г. И. Бунт против Бога в СССР. (1938)
Шавельский Г. И. Иудаистический национализм при свете божественного откровения. (1939)
Шавельский Г. И. О Боге и Его правде. (1938)
Шавельский Г. И. Молитва Господня (беседы деда с внуком). Ч. 1–2. (1938–1939)
Шавельский Г. И. Московский Поместный Собор 1917–1918 гг. // Дело великого строительства церковного. Воспоминания членов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. (2009; 2016)

Читать далее

Книги