0

Мариенгоф Анатолий Борисович

Анатолий Борисович Мариенгоф (24 июня (6 июля) 1897, Нижний Новгород — 24 июня 1962, Ленинград) — русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик, драматург, мемуарист.
Анатолий Мариенгоф родился 24 июня 1897 года в Нижнем Новгороде в дворянской семье. Предки по отцовской линии — выходцы из Лифляндской губернии.
Мариенгофы жили в Нижнем Новгороде, где Анатолий учился в Дворянском институте. Детство Анатолия Мариенгофа прошло под сильнейшим влиянием отца. В обширных мемуарах писателя, созданных во второй половине столетия, отцу отводилась роль наиболее здравомыслящего и тонкого человека среди всего тогдашнего окружения Анатолия, да и среди позднейших знакомств. Борис Михайлович участвовал и в формировании литературного вкуса сына. Чрезвычайная антирелигиозность Анатолия Мариенгофа, судя по всему, также была воспитана отцом.
В 1913 году, после смерти жены, отец Мариенгофа, воспользовавшись приглашением английского акционерного общества «Граммофон», стал его представителем в Пензе, и переехал туда с детьми (у Анатолия была младшая сестра). Там Анатолий продолжил учебу в 3-й частной гимназии С. А. Пономарёва, где в 1914 году издавал журнал «Мираж», «более чем наполовину заполняя его собственными стихами, рассказами, статейками…». Здание Пономарёвской гимназии в Пензе сохранилось до наших дней; в 2015 году на нём была торжественно открыта мемориальная доска Мариенгофу.
Неординарным событием для молодого Мариенгофа явилось путешествие летом 1914 года по Балтике на учебной парусной шхуне «Утро». Он побывал в Финляндии, Швеции и Дании, и даже получил матросское свидетельство, чем чрезвычайно гордился. Однако плавание прервалось после того, как началась Первая мировая война.
В 1916 году Мариенгоф окончил гимназию, и уехал в Москву, где поступил на юридический факультет Московского университета. Не проучившись там и полгода, он попал на фронт, где в составе инженерно-строительной дружины занимался устройством дорог и мостов.
На фронте он продолжал писать стихи. В том же году появляется первая пьеса в стихах «Жмурки Пьеретты».
В 1917 году, пока он ехал в отпуск, произошла революция. Возвратившись в Пензу, с головой уходит в литературу. Его произведения вышли в нескольких поэтических сборниках, он также в 1918 году выпустил первую собственную книжку под названием «Витрина сердца». Создает поэтический кружок, включивший соученика по гимназии поэта Ивана Старцева и художника Виталия Усенко.
Летом белые чехословаки входят в город. От случайной пули погибает отец. После этого трагического события Анатолий Мариенгоф навсегда покинул Пензу и переехал в Москву, где остановился у своего двоюродного брата Бориса и совершенно случайно показал свои стихи Бухарину, бывшему на тот момент главным редактором «Правды». Тому стихи не понравились, но талант в молодом человеке он разглядел моментально, и устроил его литературным секретарём издательства ВЦИК, которым руководил по совместительству.
Вскоре в издательстве ВЦИК происходит его встреча с Сергеем Есениным, имевшая существенное значение в судьбах обоих. Потом знакомится с В. Шершеневичем и Рюриком Ивневым. Так оформляется группа имажинистов, заявившая о себе «Декларацией», опубликованной в январе 1919 года в журнале «Сирена» (Воронеж).
Тесная дружба связывает Мариенгофа с Есениным. Их биографии словно бы переплетаются. Осенью 1919 года они поселяются вместе и на несколько лет становятся почти неразлучны. Вместе ездят по стране: летом 1919-го побывали в Петрограде, весной 1920-го в Харькове, летом в Ростове-на-Дону, на Кавказе. Публикуют в печати письма друг другу, чем вызывают негодование критиков. Есенин посвятил Мариенгофу стихи «Я последний поэт деревни», поэму «Сорокоуст», драму «Пугачев», стихотворение «Прощание с Мариенгофом».
В конце 1923 года Мариенгоф женился на артистке Камерного театра А. Б. Никритиной. Рождается сын Кирилл.
В 1924—1925 годах Мариенгоф работал заведующим сценарным отделом Пролеткино, вскоре также начал писать киносценарии. Всего их было создано около десяти. В 1928 году вместе с Никритиной, получившей работу в БДТ, Мариенгоф переехал в Ленинград, где прожил до конца жизни.
В 1928 году в берлинском издательстве «Петрополис» вышел роман «Циники» (в СССР издан только в 1988 г., см. ниже раздел «Издания»). Публикация «Циников», равно как и следующего романа «Бритый человек», вышедшего в том же издательстве в 1930 году, принесла Мариенгофу массу неприятностей, и за который он был подвергнут в СССР травле. Это привело к тому, что 1 ноября 1929 года он направил письмо в правление МО Всероссийского союза советских писателей, где признал, что «появление за рубежом произведения, не разрешенного в СССР, недопустимо».
В вышедшем в 1932 году VI томе «Литературной энциклопедии» его творчество характеризуется как «один из продуктов распада буржуазного искусства после победы пролетарской революции». Характерно, что романы «Циники» и «Бритый человек» в статье не упомянуты.
Сын Кирилл покончил жизнь самоубийством (повесился) в марте 1940 г. Причины до настоящего времени не установлены.
Примерно в это же время на театральных площадках Москвы идёт спектакль «Шут Балакирев» по одноимённой пьесе Мариенгофа.
В июне 1941 года приходит на Ленинградское радио и читает баллады (очерки в стихах), тут же звучавшие в выпусках «Радиохроники». Вскоре, вместе с Большим драматическим театром, Мариенгоф с женой были эвакуированы в Киров, где прожили около трёх лет. Возвращается в Ленинград.
В послевоенное время против А.Б. Мариенгофа и М.Э. Козакова была развёрнута травля вокруг их пьес «Золотой обруч», «Преступление на улице Марата» и «Остров Великих Надежд».
В 1948 году написал пьесу в духе борьбы с космополитизмом «Суд жиз­ни», но она не была принята к постановке.
В 1953-1956 годах написал ещё одну автобиографическую книгу «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги», где рассказал о детстве и юности, дополнил портрет Есенина. После смерти Мариенгофа была опубликована её сокращённая и приглаженная цензурой версия (под названием «Роман с друзьями»), а в полном виде книга вышла только в Перестройку, 1988 году (см. ниже раздел «Издания»).
Анатолий Мариенгоф умер 24 июня 1962 года (в день своего рождения по старому стилю) в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора

Мариенгоф А.Б. Бобка-физкультурник. (1930)
Мариенгоф А.Б. Буян-Остров. (1920)
Мариенгоф А.Б. Витрина сердца. (1918)
Мариенгоф А.Б. Егоровна. (1945)
Мариенгоф А.Б. Екатерина. (1936)
Мариенгоф А.Б. Заговор дураков. (1922)
Мариенгоф А.Б. Кондитерская солнц. (1919)
Мариенгоф А.Б. Ленинградские подруги. (1943)
Мариенгоф А.Б. Магдалина. (1920)
Мариенгоф А.Б. Маленькие комедии. (1957)
Мариенгоф А.Б. Мама. (1953)
Мариенгоф А.Б. Мистер Б. (1943)
Мариенгоф А.Б. Мяч проказник. (1928)
Мариенгоф А.Б. Наша девушка. (1943)
Мариенгоф А.Б. Новый Мариенгоф (1922-26). (1926)
Мариенгоф А.Б. Поэмы войны. (1942)
Мариенгоф А.Б. Пять баллад. (1942)
Мариенгоф А.Б. Развратничаю с вдохновением. (1921)
Мариенгоф А.Б. Разочарование. (1922)
Мариенгоф А.Б. Рождение поэта. (1951)
Мариенгоф А.Б. Роман с друзьями. (1965)
Мариенгоф А.Б. Руки галстуком. (1920)
Мариенгоф А.Б. Совершенная виктория. (1943)
Мариенгоф А.Б. Стихами чванствую. (1920)
Мариенгоф А.Б. Стихи. "День Поэзии". (1969)
Мариенгоф А.Б. Стихотворения и поэмы. (2002)
Мариенгоф А.Б. Странный характер. (1955)
Мариенгоф А.Б. Суд жизни. (1948)
Мариенгоф А.Б. Такса-клякса. (1927)
Мариенгоф А.Б. Тучелёт (книга поэм). (1921)
Мариенгоф А.Б. Шут Балакирев. (1940)
Мариенгоф А.Б. Это вам, потомки! Записки сорокалетнего мужчины. Екатерина (1994)

Нет ни одного отзыва