0

Баженов В.

БАЖÉНОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1737/1738 – 1799), русский архитектор, график, теоретик архитектуры. Представитель классицизма. Был живописцем в "архитектурной команде" Д. В. Ухтомского; учился в Московском университете (с 1755), в Петербурге у С. И. Чевакинского (с 1756), а с 1758 в АХ у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. М. Валлен-Деламота в парижской АХ (1760–62); в 1762–64 посетил Италию. В 1799 вице-президент петербургской АХ. Баженов создал ряд проектов, в которых постройка мыслится как объёмно- пространственная композиция, связанная с окружающим ландшафтом и активно организующая городскую среду. Широтой градостроительного замысла отмечен его проект дворца для Московского Кремля (1767–75) с одновременной реконструкцией всего ансамбля и Красной площади. Кремль превращался в грандиозный общественный центр с главной овальной площадью, к которой сходились основные радиальные улицы Москвы. Связь Кремля с городской застройкой усиливалась выносом главного фасада дворца (заложен в 1773; деревянная модель – в Научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве) на линию кремлёвских стен. Вместе с тем здание дворца с мощным рустованным цоколем и торжественной высокой колоннадой скрыло бы за собой постройки Соборной площади, что нарушило бы традиционный облик Кремля. В 1775 воплощение проекта было прервано из-за нежелания Екатерины II возвеличивать Москву. Частично свои градостроительные идеи Баженова удалось осуществить в доме Пашкова в Москве (ныне старое здание Библиотеки СССР имени В. И. Ленина, 1784–86). Баженов переработал традиционную схему застройки усадьбы, поставив в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное здание, увенчанное бельведером, и связанные с ним флигели, что придало застройке городской облик. Вместо курдонёра создан сад. Дом Пашкова определил масштаб трёх улиц, на которые выходят его фасады. В архитектуре здания богатство пластической разработки фасадов сочетается с логически продуманной соразмерностью всех его частей. Мастерское использование фактуры материалов придаёт фасадам здания живописность. Те же черты присущи другим московским постройкам Баженова (дом Долгова на 1-й Мещанской улице, ныне проспект Мира, 1770; колокольня и трапезная церкви Всех скорбящих на ул. Б. Ордынка и дом Юшкова на Мясницкой улице, ныне ул. Кирова, 1780-е гг.). В архитектуре увеселительных строений на Ходынском поле в Москве (1774–75; известны по рисункам М. Ф. Казакова), ансамбль в Царицине (1775–85), усадебной церкви в Быкове (1782–89) под Москвой фантастически переработанные элементы древнерусского и готического зодчества своеобразно сочетаются с ордерными пропорциями. В планировке Царицына учтён рельеф местности: здания живописно расположены на разных уровнях. Белокаменный псевдоготический декор придаёт им нарядность, сочетание сложных по конфигурации помещений создаёт неожиданные контрастные эффекты при переходе из одного помещения в другое. Постройки в Царицыне достраивались М. Ф. Казаковым, но остались незавершёнными. Б. был создан также проект Михайловского замка в Петербурге (1792–96; построен в 1797–1800 архитекторами В. Ф. Бренной и Е. Т. Соколовым). Среди многочисленных графических работ Баженова – панорама Царицына (тушь, гуашь, перо, кисть, 1776, Научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева).


Лит.: А. И. Михайлов, Баженов, М., 1951; М. А. Ильин, Баженов, М., 1954.


Пашков дом (ныне часть Библиотеки СССР имени В. И. Ленина). 1784 - 1786. Общий вид.


Пашков дом (ныне часть Библиотеки СССР имени В. И. Ленина). 1784 - 1786. Общий вид.

Популярная художественная энциклопедия

Книги (1)
Нет ни одного отзыва