Кекавмен

Кекавмен

Кекавмен (ок. 1020 – 1070-е гг.), ви­зант. пи­са­тель.

Об авторе:

Ро­дил­ся в Юж. Ма­ке­до­нии. В 1041 уча­ст­во­вал в во­ен. по­хо­де Ми­хаи­ла IV про­тив вос­став­ших бол­гар, в 1042 (или с 1042) нёс служ­бу в Кон­стан­ти­но­по­ле. В со­чи­не­нии К. об­на­ру­жи­ва­ют­ся по­зна­ния в стра­те­гии и ис­то­рии во­ен. пред­при­ятий им­пе­рии; это по­зво­ля­ет пред­по­ло­жить, что он при­над­ле­жал к сред­не­му ко­манд­но­му со­ста­ву им­пер­ско­го вой­ска, зна­чит. вре­мя за­ни­мал вид­ный пост стра­ти­га фе­мы (?) в про­вин­ции в Ма­ке­до­нии или Гре­ции. По­пыт­ки иден­ти­фи­ци­ро­вать К. с из­вест­ным пол­ко­вод­цем сер. 9 в. Ка­та­ка­ло­ном Ке­кав­ме­ном при­зна­ны не­со­стоя­тель­ны­ми.

Ав­тор ори­ги­наль­но­го тру­да «Со­ве­ты и рас­ска­зы» (ус­лов­ное назв., дан­ное со­чи­не­нию К. пер­вым из­да­те­лем В. Г. Ва­силь­ев­ским), близ­ко­го по жан­ру к зер­ца­лам (по­уче­ни­ям). Лит. дос­то­ин­ст­ва весь­ма скром­ны. Пи­сал К. в 1070-х гг. (Един­ст­вен­ная ру­ко­пись в спи­ске 14 в. хра­нит­ся в От­де­ле ру­ко­пи­сей ГИМa.) По­уче­ние со­сто­ит из двух час­тей: пер­вая (под позд­нее вне­сён­ным в ру­ко­пись назв. «Стра­те­ги­кон») со­дер­жит, по­ми­мо во­ен. сю­же­тов, со­ве­ты по служ­бе, ре­ко­мен­да­ции о по­ве­де­нии в слу­чае мя­те­жа в мес­те про­жи­ва­ния на­став­ляе­мо­го, жи­тей­ские на­став­ле­ния в ду­хе до­мо­строя. Вто­рая часть вклю­ча­ет со­ве­ты им­пе­ра­то­ру (как пра­вить им­пе­ри­ей, обес­пе­чи­вая бла­го под­дан­ным, а се­бе – лич­ную безо­пас­ность) и са­мо­сто­ят. пра­ви­те­лю (то­пар­ху) по­гра­нич­но­го с им­пе­ри­ей кня­же­ст­ва (как ос­та­вать­ся «дру­гом» им­пе­ра­то­ра, со­хра­няя не­за­ви­си­мость). По сво­ей идей­ной на­прав­лен­но­сти по­след­ний раз­дел по­уче­ния (от­кро­вен­но ан­ти­им­пер­ский) – поч­ти един­ст­вен­ное яв­ле­ние в ви­зант. лит-ре. Осн. часть тру­да (пер­вые 4 из 6 сю­же­тов) об­ра­ще­на к де­тям (ча­ще упо­ми­на­ет­ся сын). Ав­тор тео­ре­ти­че­ски до­пус­ка­ет, что его ад­ре­сат или се­мья ад­ре­са­та мо­гут, в си­лу не­пред­ви­ден­ных об­стоя­тельств, ока­зать­ся в опас­но­сти как в ча­ст­ной жиз­ни, так и при ис­пол­не­нии гла­вой се­мьи к.-л. офиц. долж­но­сти – свет­ской или ду­хов­ной, на­чи­ная с низ­ших вплоть до выс­ших (при цар­ском дво­ре), – и да­ёт свои на­став­ле­ния о наи­бо­лее ра­цио­наль­ной (в лю­бой бе­де) ли­нии по­ве­де­ния. По­уче­ния К. пе­ре­ме­жа­ют­ся эпи­зо­да­ми, при­во­ди­мы­ми в ка­че­ст­ве на­гляд­ных при­ме­ров спра­вед­ли­во­сти его со­ве­тов. Сре­ди этих при­ме­ров не­ма­ло важ­ных (ча­стью уни­каль­ных) сви­де­тельств о внеш­не­по­ли­тич. со­бы­ти­ях (на Бал­ка­нах и на вос­то­ке Ма­лой Азии), о внут­рен­ней (в т. ч. при­двор­ной) жиз­ни им­пе­рии, о по­все­днев­ном бы­те жи­те­лей ви­зант. про­вин­ций, о воз­мож­ных опас­ных кол­ли­зи­ях в ча­ст­ной жиз­ни и о ду­хов­ных, в т. ч. эти­че­ских, пред­став­ле­ни­ях, рас­про­стра­нён­ных в со­вре­мен­ном ав­то­ру об­ще­ст­ве.

Пре­об­ла­даю­щий реф­рен в по­ве­ст­во­ва­нии К. – пре­дос­те­ре­же­ние от мно­же­ст­ва, как он уве­рен, опас­но­стей, уг­ро­жаю­щих ка­ж­до­му на его жиз­нен­ном пу­ти, и яр­ко вы­ра­жен­ное в свя­зи с этим не­до­ве­рие к лю­дям, на­чи­ная с на­чаль­ст­вую­щих, под­чи­нён­ных и дру­зей и кон­чая же­ной и до­черь­ми: все они не­ожи­дан­но мо­гут стать для не­ос­то­рож­но­го и бес­печ­но­го че­ло­ве­ка при­чи­ной боль­шой бе­ды. Со­чи­не­ние К. от­ра­жа­ет со­ци­аль­ную по­зи­цию во­ен. слу­жи­лой зна­ти сред­не­го зве­на (А. П. Ка­ж­дан счи­тал этот вы­вод дис­кус­си­он­ным, пред­по­чи­тая ви­деть в К. пред­ста­ви­те­ля гражд. чи­нов­ни­че­ст­ва).

Г. Г. Литаврин

Дополнительная информация об авторе:
Большая российская энциклопедия 2004–2017
Книги автора
Кекавмен. Советы и рассказы. Поучение византийского полководца XI века / Пер. Г. Г. Литаврина. СПб.: Алетейя, 2003
Читать далее

Книги