0

Иоанн Кассиан Римлянин

(Joannes) КАССИАН РИМЛЯНИН, прп. (ок. 360–ок. 435), латиноязыч. духовный писатель и подвижник.Род. в Малой Скифии (ныне терр. Румынии) и с молодых лет посвятил себя аскетич. жизни. Странствовал по м-рям Востока, был в Палестине, Египте. В Константинополе познакомился со свт. Иоанном Златоустом, к-рый рукоположил его в диакона. В 404 И. побывал в Риме у папы Иннокентия I, к-рый был сторонником гонимого Златоуста. Через 10 лет И. переехал в Галлию, где принял сан священника, основал в Марселе два монастыря – мужской и женский. Труды И. пользовались большим авторитетом на Руси. Древнейшие списки их переводов относятся к 15 в. Правосл. Церковь празднует память И. 29 февраля.И. не был экзегетом; в своих трудах он стремился передать Западу монашеский опыт Востока. Но Свящ. Писание было постоянным предметом его размышлений, связанных с экзегетикой. Так, он подчеркивал, что в Писании следует видеть, по меньшей мере, два смысла, не исключающие один другого. "Иногда, – пишет он, – когда об одном предмете произносится различное мнение, то и другое может быть принято или положительно, или в среднем смысле, т. е. так, чтобы не принимать их с полной уверенностью и не отвергать совершенно" (Собеседования, VIII, 4). Будучи наставником подвижничества, И. больше всего заботился об извлечении нравств. уроков из Библии: говоря о падении Адама, отмечал гордыню как корень греха, сказания Ис Нав о борьбе с хананеями толковал как символ борьбы со страстями, указывал на ответ юного Самуила Богу как на пример смирения и т. д. Общность имущества Иерусалимской церкви и трудовую жизнь ап. Павла И. считал образцом для монашеского жития. Свою богосл. позицию в споре о свободе и благодати И. аргументированно связывал с духом и буквой Писания. Нередко он склонялся к аллегоризму. Напр., слова "солнце да не зайдет во гневе вашем" (Еф 4:26) И. толковал в переносном смысле, разумея под солнцем разум (О Правилах, VIII, 8). Буквалистское толкование находило в лице И. резкого критика. Он считал, что лишь часть речений Слова Божьего можно понимать буквально. Приводя слова Христовы о несении креста (Мф 10:38), И. писал: "Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставляли не назидание, а смех. А некоторые изречения удобно и необходимо прилагаются к тому и другому пониманию, т. е. как историческому, так и иносказательному..." (Собеседования, VIII, 3).☉ Migne. PL, t.49; в рус. пер.: Писания прп. отца И. Кассиана Римлянина, М., 1877, репр., Серг.Пос., 1993.

Литература:
- Архим. Григори й, Преподобный И. Кассиан, ДЧ, 1862, No 2; Маков К., Сотериология преп. И.Кассиана Римлянина, "Вестник Рус. Зап.-Европ. Патриаршего Экзархата", 1975, No 101-104; архим. Феодор (Поздеевский), Аскетические воззрения прп. И. Кассиана, Каз., 1902; его же, И. Кассиан, ПБЭ, т.7, с.71–86; архиеп.Филарет (Гумилевский), Историч. учение об Отцах Церкви, т.3, СПб., 1859, § 201; Cristiani L. Jean Cassien, la spiritualité du désert, vol. 1–2, P., 1946; C h a dwick O., John Cassian, Camb. (Eng.), 1950; RGG, Bd.1, S.1626.

Мень А. Библиологический словарь

Нет ни одного отзыва