0

Григорий Великий

ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ (540(?)–604). Христианский святой и один из четырех латинских (западных) отцов Церкви. В качестве папы он доказал, что является выдающимся администратором, установившим форму римской литургии и ее музыку (григорианский хорал). Он ввел правило безбрачия для духовенства и содействовал распространению христианства в Англии, послав туда миссию во главе с примасом Августином (Кентерберийским). Обычно Григорий изображается высоким безбородым брюнетом в папских одеждах с тиарой и с папским крестом с тремя поперечинами. Его главным атрибутом является ГОЛУБЬ – символ Св. Духа, который сидит у него на плече или витает над его головой или над ухом, намекая на боговдохновенность его писаний. Его секретарь может быть изображен с удивлением подглядывающим за этим через занавеску. В религиозной живописи Григорий часто появляется с тремя другими латинскими отцами Церкви – Амвросием, Августином и Иеронимом. В искусстве Контрреформации он фигурирует в сценах, касающихся душ в Чистилище.

1. Трапеза Св. Григория. Традицией Григория было устраивать трапезы для двенадцати бедняков (по числу присутствовавших на Тайной Вечери). Житие повествует о том, что однажды ночью с ними сел тринадцатый гость, который предстал Григорию в облике Христа. Он может изображаться как ангел или в одеянии паломника.


2. Св. Григорий освобождает душу императора Траяна. "Золотая легенда" рассказывает любопытную историю об одной вдове, жившей во времена императора Траяна, которая требовала возмездия за смерть своего сына, убитого сыном императора. Траян в свою очередь отдал ей своего сына, но тем не менее был осужден на пребывание в Чистилище. Пять столетий спустя Григорий с помощью своих молитв содействовал освобождению души Траяна, которая изображается выносимой ангелами вверх из пламени (Данте, "Чистилище", 10:73–94). В качестве аллегории Справедливости эта тема часто изображается в паре с Судом Соломона и Даниила. Чистилище – концепция, развитая Григорием, – представлялось местом – не небом и не адом, – где удерживались души тех, кто не полностью искупил свои земные грехи, или "очистился". Григорий полагал, что молитва может быть действенна в ускорении их высвобождения. Обнаженная фигура императора иногда может быть атрибутом этого святого.

3. Св. Григорий освобождает душу монаха. "Диалоги" (4:40) Григория повествуют об одном монахе, которому его аббат отказал в причащении, поскольку нашел в его келье спрятанные три золотые монеты. Своими молитвами Григорий обеспечил освобождение души монаха из Чистилища. Он стоит перед алтарем, позади него монах, объятый языками пламени Чистилища, тем временем ангелы уносят душу монаха на небеса.

4. Чудо покрова. Императрице Констанции, требовавшей от Григория святых реликвий, был дан покров (или саван) Иоанна Евангелиста, который она отвергла с презрением как ложный. Когда Григорий пронзил ткань ножом, из нее вытекла кровь, доказывавшая подлинность покрова.

5. Месса Св. Григория. Легенда позднего времени, вероятно, родившаяся из того факта, что Григорий упорядочил обряд совершения мессы. Эта легенда рассказывает о том, как святой, обнаружив неверующего в своей общине, молился о знамении и был вознагражден явлением над алтарем распятого Христа и инструментов Страстей. Эта тема часто встречается в эпоху религиозного искусства, последовавшую за Контрреформацией. Христос может изображаться несущим свой крест на плечах или сдавливающим свою рану на боку, из которой кровь струится в чашу. Изображаемые инструменты Страстей обычно следующие: гвозди, терновый венец, губка, копье, плетка и колонна (БИЧЕВАНИЕ); но также иногда молоток, веревка, игральные кости воинов, петух, который прокричал после отречения Петра, голова Иуды, руки, которые били Христа, кувшин, таз и полотенце Пилата, плат Св. Вероники. Обычно присутствуют ангелы, иногда размахивающие кадилами (см. также ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ; МУЖ СКОРБЕЙ).





См. также ФИНА.

Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и исторические реалии в западноевропейском искусстве

Книги (1)
Нет ни одного отзыва