0

Тати Жак

Тати Жак (Tati), настоящая фамилия Татищев (9.10.1908—5.11.1982), французский режиссёр, актёр. Занимался спортом. Был эстрадным комиком-эксцентриком, выступал со «спортивными пантомимами», послужившими затем основой короткометражных фильмов с его участием: «Оскар, чемпион тенниса» (1932, сценарист и режиссёр Тати), «Требуется зверь» (1934), «Тренируй левую» (1936). В комедии «Весёлое воскресенье» (1935, сценарий Тати, в главных ролях Тати и клоун Ром) Тати обратился к излюбленной им теме «пустого досуга». В 1947 поставил комедию «Школа почтальонов», где сыграл главную роль. Этот фильм стал основой для полнометражной комедии «Праздничный день» (1949, Большая премия французского кино, 1950, премия за лучший сценарий международного кинофестиваля в Венеции), выдвинувшей Тати в число признанных мастеров французской кинокомедии. Комический персонаж, созданный Тати, стал героем его последующих фильмов — «Каникулы господина Юло» (1953, премия Л. Деллюка и премия лучшего актёра года, Франция, премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Канне) и «Мой дядя» (1958, специальная премия международного кинофестиваля в Канне, премия «Оскар»). В этих фильмах Тати создал образ наивного, нескладного и застенчивого чудака. Режиссёрская и актёрская манера Тати отличается мягкостью, изяществом, его комизм окрашен в поэтически-лирические тона. Фильм «Время развлечений» (1967, премия международного кинофестиваля в Москве, 1969) продолжил ставшую для режиссёра традиционной сатирическую тему стандартизации жизни, пустого, автоматического времяпрепровождения. В фильме «Автодвижение» (1970), где герой Тати выступает как неудачливый служащий автомобильной компании, содержатся сатирические выпады против буржуазно-технической цивилизации, которой противопоставлена тихая провинциальная жизнь и добродушная неторопливость простых людей. Возвращаясь к цирковым истокам своего комизма, Тати поставил фильм «Парад» (1975, главная премия за детский фильм международного кинофестиваля в Москве), в котором цирковое представление показано как праздник радостного общения артистов и публики. Во всех своих полнометражных фильмах Тати выступал как сценарист, режиссёр и исполнитель главных ролей.

Литература:
Лепроон П., Современные французские кинорежиссёры, пер. с франц., М., 1960;
Актеры зарубежного кино, в. 6, Л., 1971;
Жак Тати, Статьи. Сценарии. Интервью, М., 1977;

Cauliez A. J., Jacques Tati, Р., 1968;
Gilliatt P., Jacques Tati, [L., 1976].

В. И. Божович.

Энциклопедия «Кино»

Нет ни одного отзыва