0

Хайдеггер Мартин

Мартин Хайдеггер (нем. Martin Heidegger; 26 сентября 1889, Месскирх, Великое герцогство Баден, Германская империя — 26 мая 1976, Фрайбург-им-Брайсгау, Баден-Вюртемберг, ФРГ) — немецкий философ, давший новое направление немецкой и общемировой философии, является одним из крупнейших философов XX века.
Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). Является одним из основоположников немецкого экзистенциализма. Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах.
Родился в городке Месскирхе (в 80 км к югу от Штутгарта) в небогатой католической семье. Его отец Фридрих был ремесленником и низшим церковнослужителем в костеле св. Мартина, а мать Иоганна Кемпф — крестьянкой. Он прошёл обучение в гимназиях в Констанце (c 1903 года) и Фрайбурге (с 1906 года). Осенью 1909 года Хайдеггер собирается принять постриг в иезуитском монастыре, но болезнь сердца меняет его путь.
В 1909 году поступает на теологический факультет Фрайбургского университета. В 1911 году Мартин переходит на философский факультет и заканчивает его в 1915 году, защищает две диссертации — «Учение о суждении в психологизме» (1913 год) и «Учение Дунса Скотта о категориях и значении» (1915 год). После начала Первой мировой войны 10 октября 1914 года Хайдеггер был призван в армию, но из-за проблем с сердцем и неврастении был признан ограниченно годным и в боевых действиях не участвовал, оставаясь некоторое время тыловым ополченцем-ландштурмистом.
С 1915 года работает приват-доцентом на теологическом факультете Фрайбургского университета, где читает курс «Основные линии античной и схоластической философии». Однако независимость позиции мыслителя противопоставили его католическим теологам и вызвали охлаждение интереса к христианской философии[источник не указан 987 дней]. Здесь же Хайдеггер испытал влияние феноменологии Гуссерля. В марте 1917 года Хайдеггер женится на прусской лютеранке Эльфриде Петри — своей первой студентке 1915/1916 года обучения. В 1919 году у Хайдеггера рождается сын Йорг.
Освобождение от влияния католической теологии способствовало переезду Мартина Хайдеггера в Марбургский университет (1922 год). За годы работы в Марбурге Хайдеггер получает широкую известность, в частности после выхода в 1927 году трактата «Бытие и время». К этому периоду относятся также такие труды, как «Кант и проблема метафизики», «Что такое метафизика», «О сущности основания».
В 1928 году возвращается во Фрайбург и занимает кафедру ушедшего в отставку Гуссерля. 21 апреля 1933 года, после прихода нацистов к власти, Хайдеггер на год становится ректором Фрайбургского университета, а 1 мая того же года вступает в НСДАП, принимает участие в политической деятельности. Он произносит речи, направленные на интеграцию университета в нацистское государство и активно пользуется нацистской риторикой. Остаётся членом НСДАП до самого окончания Второй мировой войны. Особо отмечается, что Хайдеггер не пришёл на похороны своего учителя Гуссерля в 1938 году. В 1944 году Хайдеггер призван в фольксштурм. В апреле 1945 года Хайдеггер оказывается на оккупированной французами территории и становится жертвой денацификации. Происходит суд, который подтверждает сознательную поддержку мыслителем нацистского режима, что приводит к отстранению его от преподавания до 1951 года.
В 1947 году публикуется «Письмо о гуманизме», в котором Хайдеггер чётко определяет отличия своего учения от экзистенциализма и новоевропейского гуманизма. Работы послевоенного периода вошли в сборники «Лесные тропы» (1950), «Доклады и статьи» (1954), «Тождество и различие» (1957), «На пути к языку» (1959) и другие. Выходят курсы лекций «Что такое мышление?» (1954), двухтомник «Ницше» (1961) и многие другие труды. Похоронен в родном городе.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора

Хайдеггер М. Введение в "Феноменологию духа". (1942)
Хайдеггер М. Введение в метафизику. (1935)
Хайдеггер М. Вопрос о технике. (1953)
Хайдеггер М. Гегель. (2015)
Хайдеггер М. Гераклит (1943)
Хайдеггер М. Исток художественного творения. (2008)
Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. (1929)
Хайдеггер М. Мартин Хайдеггер - Карл Ясперс. Переписка, 1920-1963. (2001)
Хайдеггер М. Негативность. Разбирательство с Гегелем в ракурсе вопроса о негативности. (1938—1939)
Хайдеггер М. Ницше. Т. 1-2. (2006—2007)
Хайдеггер М. Ницше и пустота. (2006)
Хайдеггер М. Онто-тео-логическое строение метафизики. (1957)
Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Мир — конечность — одиночество. (1929/1930)
Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. (1927)
Хайдеггер М. Парменид. (2009)
Хайдеггер М. Положение об основании. (1999)
Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени, ч. 1-3. (1925)
Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. (1997)
Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. (1991)
Хайдеггер М. Разъяснения к поэзии Гельдерлина. (2003)
Хайдеггер М. Статьи и работы разных лет. (1993)
Хайдеггер М. Учение Платона об истине. (1986)
Хайдеггер М. Феноменологические интерпретации Аристотеля (Экспозиция герменевтической ситуации). (2012)
Хайдеггер М. Цолликоновские семинары. (1959—1969)
Хайдеггер М. Что это такое — философия? (1992)

Книги (1)
Нет ни одного отзыва