0

Иванов А.А.

ИВÁНОВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ (1806–1858), русский живописец. Учился в петербургской Академии художеств (1817–28) у своего отца – А. И. Иванова и в классе А. Е. Егорова. В 1830 пенсионер ОПХ в Италии, побывал в Австрии и Германии; в 1831–58 жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь. В 1857 ездил в Лондон для встречи с А. И. Герценом. Произведения раннего (петербургского) периода творчества Иванова обладают всеми характерными чертами живописи классицизма: уравновешенной композицией, чётким распределением фигур и предметов по планам, плавным контурным рисунком и локальным цветом; художник стремился добиться эмоциональной выразительности в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем ("Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора", 1824, ГТГ). Написанная уже в Италии картина "Аполлон, Гиацинт и Кипарис" (1831–34, ГТГ) отличается гармоничностью и поэтической возвышенностью трактовки образов античного мифа. На формирование мировоззрения Иванова в Риме повлияли дружеские отношения с Н. В. Гоголем, а также с Ф. Овербеком. Проникнувшись верой в пророческую и просветительскую роль художника, в возможность с помощью искусства преобразить человечество, нравственно усовершенствовать его, Иванов в своём творчестве стремился осмыслить основные вопросы бытия человека, выдвинуть значительные философские и моральные проблемы. Жизненным подвигом художника стала многолетняя работа над огромной картиной "Явление Христа народу" (1837–57, ГТГ). Евангельский сюжет Иванов трактовал как реальное историческое событие, основное содержание которого – духовный переворот в жизни угнетённого человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Сложная многофигурная композиция объединяет людей различных сословий и характеров, каждый из которых по-своему воспринимает событие. Стремление Иванова создать программное монументальное произведение, выдвигающее проблемы историко-философского характера, отражает идеалы романтизма, но исполнение в основных своих чертах классицистично (симметричность, уравновешенность и замкнутость композиции, барельефный принцип расположения фигур на плоскости и др.). Реалистические достижения Иванова раскрываются в правдивой передаче пространственных соотношений, элементов пейзажа, что особенно видно в исполненных философской глубины подготовительных этюдах к картине ("Аппиева дорога при закате солнца", 1845, "На берегу Неаполитанского залива", конец 40-х гг., – оба в ГТГ). В последнее десятилетие жизни Иванов работал над циклом "Библейских эскизов" (акварель, ГТГ и ГРМ), которые, по мысли художника, предназначались для росписей особого здания. Иванов трактовал библейские легенды как историю духовного и нравственного развития человечества, достигнув необычайной глубины их философского обобщения и истолкования. Отказавшись от традиционных условных приёмов компоновки, Иванов применял композиционные решения, наиболее соответствующие смыслу изображаемого события, смело использовал цветовое пятно, подчёркнутое на плоскости листа контуром, достиг большой ритмической выразительности рисунка. Творчество Иванова, встречавшее враждебное отношение официальных кругов царской России, высоко ценили Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, М. А. Врубель, В. И. Суриков.


Лит.: М. В. Алпатов, А. А. Иванов. Жизнь и творчество, т. 1–2, М., 1956; его же, А. А. Иванов. Альбом, Л., 1983; М. М. Ракова, А. Иванов, М., 1960; М. Г. Неклюдова, А. А. Иванов, Л., 1966; Г. А. Загянская, Пейзажи А. Иванова, М., 1976; М. М. Алленов, А. А. Иванов, М., 1980; [его же], А. А. Иванов. [Альбом], Л., 1981.


А. А. Иванов. "Моисей получает скрижали завета от Саваофа". Акварель, итальянский карандаш. Кон. 1840-х - 1850-е гг. Третьяковская галерея. Москва.
А. А. Иванов. "Ветка". 1840-е гг. Третьяковская галерея. Москва.


А. А. Иванов. "Моисей получает скрижали завета от Саваофа". Акварель, итальянский карандаш. Кон. 1840-х - 1850-е гг. Третьяковская галерея. Москва.


А. А. Иванов. "Ветка". 1840-е гг. Третьяковская галерея. Москва.

Популярная художественная энциклопедия

Нет ни одного отзыва